Для среднестатистического человека, слово «казак» ассоциируется с фильмом «Тихий Дон», где очень талантливо показана казацкая жизнь. Большинство считает, что именно так все и было всегда, а казаки-особый народ, испокон веку служивший «За Веру, Царя и Отечество». Давайте рассмотрим историю казачества со стороны реальных фактов, а не по легендам из художественной литературы. В развитии казачества было несколько этапов и на каждом из них, образ жизни казаков и само понятие казачества существенно менялись. Рассмотрим на примере Донского казачьего Войска, хотя многие положения характерны для всех казаков, а не только для донцов. Я не ставлю целью обнажить каждую дату, событие или подробно описать быт казаков. Это вполне можно сделать самостоятельно, заинтересовавшись темой. Но есть многие моменты, которые редко упоминаются и практически неизвестны большинству.

Этап 1. Зарождение. Существует мнение, что еще во времена великих князей, практиковалась традиция «пойти самодурью на Дон в молодечество». Хотя официальной датой рождения казачества считается 3 января 1570 года, когда была пожалована грамота казакам от Ивана Грозного, о владении Донским краем. Несомненно, что некие общины или точнее ватаги людей проживали в районе Дона и раньше. И хотя появление казачества пытаются чуть-ли не напрямую от скифов вывести, все же стоит с этим не согласиться. Да, были бродники, черные клобуки, ушкуйники, чиги и прочие прообразы казаков, но «прообразы», это еще не казачество. Есть предположение, что первыми казаками стали переселенцы с Рязани. Однако гораздо правдоподобнее и целостнее выглядит иная версия.

Первые письменные упоминания о казаках не слишком лицеприятны. В грамоте, датированной 1550 годом, ногайский князь Юсуф пишет Ивану Грозному: «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их». То есть, первоначальные исторические факты свидетельствуют, что в районе Дона появились некие банды разбойников, никак по иному и не скажешь. Зато это очень хорошо вписывается в «исконные казацкие вольности», в необычную для общин того времени карусель с выборами атаманов, но в практически обязательные порядки бандитских шаек. Группа лихих людишек, сколотив нехилую ватагу, поперлась в «места непуганных фраеров», где и основала свои бандитские базы. Потихоньку привлекая в свои ряды новых разбойников, воровские шайки разрослись до значительных размеров. Вряд-ли имело место нечто большее.

Посмотрим, чем занимается казачество на своей заре. «Поход за зипунами»-это практически исчерпывающая характеристика всего уклада жизни. Грабеж, помноженный на грабеж. Некоторые исторические совпадения, вроде ослабления турецкой власти или возросших интересов Руси, очень помогли казакам. Вместо похода на обнаглевшие банды, царь Иван Грозный решил их использовать в своих интересах, оказывая давление на политику и экономику своих оппонентов из южных регионов. Вполне возможно, что проживи царь подольше, доля временных его союзников была бы весьма незавидна. Но случилось то, что случилось. Жалобы «степняков» на поддержку Московией разбойников, наверняка были весьма обоснованы. Собственно Русь только выигрывала! Толпы разбойников и татей массово мчались на «рыбное место» из русских лесов и городов, а южные соперники Ивана Грозного оказались под постоянным давлением хорошо вооруженных банд. Думается, что немалую заслугу в «хорошем вооружении» следует адресовать тому же царю, а вовсе не «добыче». Характерен тот факт, что среди казаков слишком резко и быстро появились те, кто снабжал пришлых оружием, за грядущую добычу. Где они брали столько оружия неясно. Естественно, что или покупали сами, или им поставлял кто-то «добренький».

«Богатая добыча», в качестве источника дохода этих «казачков оружейников»-не очень серьезный аргумент. «Богатство» ее очень относительно! Подели на всех, отдай долю в общак, отдай долг и останется не так и много. Во всяком случае, на очень недешевое снаряжение и вооружение нескоро накопишь… Естественно, что какую-то часть оружия захватывали в бою, кто-то обходился стрелами и кистенем, но описания уже первых казачьих походов пестрят подробностями стрельбы не только из пищалей, но и из пушек. Кто-то дерется в рванине, а кто-то машет сабелькой в отличном доспехе. Теоретически, можно подкопить в общаке денежку и поехать на «военные закупки», но должно пройти очень много времени, а не пара набегов. Поддержка со стороны Руси, на этапе становления казачьего края на Дону, сомнения не вызывает. В ответ, казаки не только грабили «нужные караваны», но и поддерживали военной силой царя, во время походов на Астрахань и Казань. Разрозненные банды превращались в Донское войско. В 1584 году Донское войско дало присягу верности царю Федору Иоанновичу.

Этап 2. Начало пути. Смерть первого русского царя и последовавшая за этим Смута, стали очередной вехой для казаков. К этому времени, многие разбойники «завязали» с опасным «бизнесом», предпочтя заняться «административной деятельностью». Люди есть люди. Потихоньку заводились семьи, начиналось землепашество и прочие атрибуты оседлой жизни. Произошло расселение в города и иные географии. Однако поток новых людей на Дон, возжелавших стать казаками не иссякал. Количество «ветренных» казаков все прибывало, а ходить в набеги становилось все менее прибыльно. И тут грянула Великая Смута. Казаки, с их мягко скажем, непритязательными понятиями о чести и верности, шарахались по всей Руси, поддерживая то одного самозванца, то другого, то их противников. И все это под одним лозунгом-грабь побольше. Кровавым вихрем носились они по стране. Но потом сказка кончилась, на троне воцарились Романовы. Многие казаки рванули из городов, опасаясь кары от царя. Но Михаил Федорович гоняться за казаками не стал, а приняв присягу от Донского войска, направил их энергию на Турцию и Крым. Именно турецкие походы и набеги легли в основу многих легенд и стали как бы фирменной печатью казаков. Как будто неприглядной истории казачества и не существовало…

Но большая часть казаков вовсе не могла жить иначе, чем по законам банды разбойников.  Для этого у них не было никаких условий. Так называемое «восстание Стеньки Разина» стало логическим выходом для казаков. Лихой атаман, сколотив огромную банду в пару тысяч человек, пошел на Волгу. В то время, эта водная артерия была важным торговым путем из Персии в Европу и явно «неприкасаемой» территорией. Неправильно оценив размеры ватаги, на Волгу прибыла сотня стрельцов, где ее и уничтожили. Пока в столице выясняли что да как, наступила зима. Разинцы засели в яицких городках и вообще-то занимались пропиванием награбленного, а не «борьбой с самодержавием за права крестьян». Утряся все неувязки с Доном, Москва успокоилась, а с родных берегов до Разина прислали жесткий наказ. С наступлением лета ему пришлось уходить на Персию. Но бои с персидскими воинами мало обрадовали казаков. Тем более, что шах получил грамоту из России, где разинцев открыто называли «воровскими казаками», подлежащими уничтожению. Большие потери и скромная добыча вынудили войско Разина идти назад. К нему присоединяется еще множество «голутвенных» казаков с донских берегов и начинается новый поход на Волгу. Прокормиться одними торговцами уже нереально, поэтому начинают грабить города и деревни. Возможности позволяют. Разин или кто-то из его окружения придумывают легенду о «московском царевиче и патриархе в обозе, которые идут вершить справедливый суд».

Деваться Разину и его казакам было уже некуда, дома их ждали недовольные противостоянием с Россией «коренные». Сегодня нельзя точно сказать-чего именно хотел Степан Разин. Вероятнее всего, дальше создания «альтернативного Дона» он не загадывал. В Поволжье вспыхнуло восстание недавно закабаленных крестьян. Сам Разин не имел к нему отношения, хотя наверняка, слухи о некоем «московском царе» вблизи, немало повлияли на решимость восставших. Для подавления мятежа, из Москвы выступило войско. Воевода, князь Юрий Барятинский жестоко разбил войско Разина, несмотря на огромное численное превосходство казаков. И дело тут не в том, что войско Разина было слабо вооружено. Просто «удалые казаки» были обычными бандитами, привыкшими грабить толпой, а не сражаться с полками регулярной армии. Попеременными атаками кавалерии и пехоты, ружейным и артиллерийским огнем, солдаты буквально сотнями убивали восставших. Сам Разин, раненый в бою, успел бежать на Дон, но был схвачен и выдан Москве. Точно так же поступили и с прочими разинцами, которые рискнули вернуться домой. Разина казнили, а Москва пришла к выводу, что с неконтролируемой казачьей вольницей пора кончать.

Значительную роль тут сыграл церковный раскол. Поддержавшие поначалу старые обряды, казаки постепенно перевербовывались Москвой. Уже через пару лет к власти на Дону пришли промосковские атаманы и старшины. А в 1688 году Дон давал присягу «новой вере» и Москве. Главных старообрядцев втихушку выдали властям. Не нужно переоценивать роль казачества на этом этапе. Численность населения Донской области едва достигала 30 тысяч человек и серьезно повлиять на что-то в государственных масштабах не могла. Однако Москва очень нуждалась в прикрытии своих южных и восточных границ, а казаки, находящиеся на «самообеспечении», отлично для этого подходили. Но и жить на пороховой бочке с казачьими бандами тоже было опасно. До поры до времени тянулось это шаткое «перемирие». Москва начала «закручивать гайки» и серьезно ограничила поток людей на Дон. В июле 1707 года был учинен сыск беглых в донских городках и станицах. Царские войска вели себя жестоко, это вызвало восстание под руководством атамана Булавина. Однако лояльными Москве казаками, его отряд был разбит. Атаман бежал в Запорожскую Сечь. Заручившись там некоторой поддержкой, Булавин снова появился на Дону, победил лоялистов, но был разгромлен царскими войсками. Казачьей вольнице пришел конец, официальная независимость Дона кончилась, атаманы стали назначаться из Москвы. А через несколько лет казаки были отданы в подчинение Военной коллегии и стали подразделением российской армии. Часть казаков переселили.

Этап 3. Расцвет казачества. Казаков впервые начинают переделывать из грабителей в военную силу. Очень многим это не нравится, то и дело недовольных «укорачивают на голову» или переселяют. Постепенно казачьи станицы все более напоминают стрелецкие слободы. Казакам запрещают жениться на неказачках. Иррегулярная легкая конница казаков принимает участие во всех войнах и походах русской армии, начиная завоевывать ту воинскую славу, которая может служить предметом гордости и не имеет ничего общего с сомнительными «делишками» казачьих бандитов прошлого. Хотя нередко бывают случаи, когда казаки, вместо войны, занимаются откровенным грабежом (особенно во время русско-турецких войн). В 1775 году, после подавления восстания Пугачева, появляется лейб-гвардии казачий полк, а казачьи чины приравнены в правах с офицерскими чинами армии Российской империи. Чин казачьего полковника давал права на потомственное дворянство Российской империи. Все казаки мужского пола стали военнообязанными.

Донское войско ширится, раздвигая свои границы. В 1782 году А.В. Суворов разгромил ногайскую орду и Донское войско прочно стало на Кубани. В 1792 году построен Екатеринодар (Краснодар) и образовано Черноморское казачье войско, впоследствии ставшее Кубанским, немалую часть которого составляли и донские казаки. Однако, несмотря на все преобразования и успехи, лишь в 19 веке казаки становятся грозной военной силой, способной переломить ход боя. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, с этого момента и начинается та казачья жизнь, что видели мы в знаменитом фильме и читали в романе Шолохова. Складывается специфический этнос военного сословия, который и служит тем привычным шаблоном казачества, что мы привыкли видеть и слышать. Уже к концу 19 века планировалось упразднить казачество. Но царская администрация не решилась на столь радикальный шаг.

Этап 4. После революции. Было бы странно рассматривать историю казачества без советского времени и гражданской войны, которую саму по себе необходимо выделять в отдельный этап. Что тут скажешь, вся страна полыхала в огне братоубийственной войны и территории казачьих войск не стали исключением. Приблизительно 10-20% казаков воевало за советскую власть, часть придерживалась нейтралитета, но основные силы казаков воевали конечно за «белых». Расказачивание происходило в жесточайшей манере, хотя нужно признать, что жестокость была взаимной. После поражения, часть казаков покинула страну, а часть осталась и попала под репрессии победителей. Хотя официально в 1925 году пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций», тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами». Лишь в 30-х годах гонения на казаков прекратились. В составе армии вновь появились казачьи полки и дивизии.

Казаки приняли деятельное участие в Великой Отечественной Войне. С первых дней собирались казаки в ополчение «облегченных» дивизий. Ведя в поводу колхозную лошадь, с одной шашкой, приходили они на призывные пункты. Более 100 тысяч казаков награждены орденами и медалями, почти 300 человек удостоены звания Герой Советского Союза. Значителен казачий вклад в Победу. Но имелись и другие казаки, пошедшие на службу к немцам. Был-ли этот «поход» массовым сложно сказать. Наверное в некоторых областях и станицах так и было. Но говорить о том, что «основная часть казаков ринулась бить проклятых большевиков», конечно нельзя! Численность коллаборационистов считают по-разному, от 20 до 100 тысяч. Можно заметить, что только количество награжденных казаков в советской армии превышает это число. Естественно, что среди тех, кто пошел на службу немцам, было немало «обиженных советской властью». Однако и заявлять однозначно, что только политика советской власти привела к этому, тоже нельзя. Предатели всегда найдутся, «обижали» их или нет. Характерно, что первым главой «немецких донских казаков» стал некто Павлов. Бывший казачий полковник, вполне себе спокойно работавший инженером на заводе в Новочеркасске, яркий пример «геноцида казачества».

Сражались «немецкие казачки» не ахти, что ставит под вопрос утверждения о немецкой стороне, на которой воевал «весь цвет казачества». По большей части, казаки в Вермахте занимались охраной тылов и борьбой с партизанами. Немцы пробовали их бросить в бой в феврале 43-го, но катастрофическое поражение и огромные потери заставили отказаться от подобной практики. Поэтому попытки заявлять о некой «второй гражданской войне казачества с СССР» неуместны. А потом случилось то, что очень многие называют «Трагедией Лиенца», когда сдавшихся англичанам казаков и их семьи передали советской стороне. Было-ли это подлинной трагедией? Вряд-ли! Часть этих казаков естественно попала туда в силу различных обстоятельств. Но ведь многие не просто пошли на службу, а занимались террором на захваченных немцами областях. Как должны были поступить советские власти с теми, кто убивал, грабил, насиловал семьи «неправильных» казаков? Часть расстреляли, часть повесили, часть отправили в лагеря. Вопреки насаживаемым мифам, не пачками, а рассматривая каждое дело персонально, определяя наказание в соответствии с виной. Причем большая часть женщин и подростков получили минимальные сроки до трех лет и не в шахтах, а на спецпоселении. Как жили казаки дальше? Да жили, как все советские люди, со своими воспоминаниями и своей культурой.

Этап 5. Новое время. После развала СССР случился настоящий неоказачий бум. Наряду с подлинным восстановлением традиций и культуры, повылезали отовсюду ряженые клоуны, сверкая алюминиевыми медальками на мундирах, которые никогда не существовали, определяя самолично себе заслуги и звания. Откуда появилось такое жуткое многообразие «Войск»? Комичные персонажи в «кубанках», одетые в мундиры Донского Войска с шароварами терских казаков и обутые в кроссовки, могут вызвать только недоумение, но уж никак не уважение к культуре, за которое они так ратуют. При этом, в казачьих станицах сохранилось немало этих самых «древних традиций». Да и сами казаки живут и здравствуют. Здравый смысл все-таки берет свое и слово «казак» все больше возвращает себе старое понятие о людях, которые успешно растили хлеб и сражались за свою Родину. Мода пройдет, уйдут ряженые клоуны и попытки адаптировать порядки 19 века к нынешним реалиям, а казаки, как неотъемлемая часть русской истории останутся.