139001

Последнее время было довольно много невнятных статей о перспективах отечественной пилотируемой космонавтики. И меня постоянно терзали смутные сомнения. То ли СМИ разучились перепечатывать чужие статьи (см. «Интерфакс уже не в состоянии даже перепечатывать новости?» https://xn--80aaf2btl8d.xn--p1ai/?p=4276 ) то ли врут по поводу своих источников в космической отрасли (См. «А был ли источнеГ в ЦНИИМ у «Комерсанта»?» https://xn--80aaf2btl8d.xn--p1ai/?p=4290 ) а то и вовсе в понимании авторами темы (См. «Орбитальный дурдом …» https://xn--80aaf2btl8d.xn--p1ai/?p=8330 .

Меня настораживала как сама идея высокоширотной пилотируемой станции, так идея построить её из старых модулей МКС с необходимостью крайне затратной по топливу смены плоскости орбиты. Были ещё и мелкие нестыковки, которые резали глаз. Проще всего, конечно, обвинить кого-то в некомпетентности и\или идиотизме. Однако надо оставить хотя бы несколько процентов на то, что о чём-то я просто не знаю. Или об этом умалчивается.

И я попытался подойти к проблеме с конца. Есть необходимость крайне затратного по топливу изменения плоскости орбиты как минимум для трёх 20тонных блоков, предназначенных для МКС. Не грех бы ещё и часть оборудования со старой станции перевезти на новую. Когда-то так поступили с научными приборами со станции «Салют-7». Их перевезли на станцию «Мир». А вот с «Мира» на МКС перевезти уникальные приборы не удалось. И на данный момент у РФ достаточно невнятная программа научных исследований на околоземной орбите. sad

Итак, нужно нечто, что не требовало бы большого расхода топлива. Импульс с точки зрения банальной физики можно увеличивать либо за счёт массы рабочего вещества либо за счёт его скорости. Самое быстрое у нас — это свет. Однако проблема в том, что фотонный двигатель пока не создали. Далее идут двигатели, испускающие электроны или ионы. Скорости пониже, зато опытные установки несколько раз летали. Однако для практического применения необходим мощный источник электроэнергии на орбите. Наибольший процент перехода массы в энергию дают термоядерные реакции. Однако на практике осуществлена лишь неуправляемая реакция (водородная бомба). Опускаемся ещё на класс пониже -получаем КПД на класс пожиже -ядерный реактор. Думаем — и получаем искомый результат — межорбитальный буксир с ядерной ЭУ.

И тут оказывается, что на выставках МАКС 2009 и 2013 выставлялись макеты транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) с космической ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭДУ). Не хилой такой мощности — 4МВт (тепловой) и 1МВт (электрической), то есть с КПД 25%. Все работы активно финансируют, включены в программы развития космонавтики. Летающий прототип будет испытываться в 2020 году. Как раз в момент окончания контракта по МКС!

То есть писакам не сообщили о такой тонкости, как наличие перспективного межорбитального буксира и его связи с перспективной высокоширотной станцией.А сами они его вычислить не смогли, потому как физику или прогуливали или учили не в советской школе! Наличие в нужное время ТЭМ решает все проблемы и нестыковки проекта. Во-первых, поменять плоскость орбиты, имея ядерный реактор, гораздо проще. Энергии -море. И есть возможность хоть сразу все модули перегнать, хоть по одному, не торопясь, их перетаскать. (Хотя лучше -сразу)

Есть и ещё одна вкусная плюшка. Перспективную сверхтяжёлую «Ангару» с 6 боковыми блоками, вроде бы не будут делать. Тогда для полётов на Луну или Марсу\Венере понадобилась бы многопусковая схема с использованием тяжёлой модификации «Ангары». Два-три, а то и десятки пусков в зависимости от места назначения и выводимой полезной нагрузки. Много пусков и стыковок делают всю схему ненадёжной. Что-то или не выведется на орбиту или не состыкуется. И чем больше пусков надо, тем выше вероятность того, что результат всей миссии не будет достигнут.

Двухступенчатые ракеты 1950х годов реально успешно летали. А шестиступенчатые, по сути, системы «Фобос» 1990х -недолетали. И почему-то лично меня это нисколько не удивляет! Так вот, если ТЭМ будет создан и успешно испытан, то это сильно сократит количество необходимых пусков. И, соответственно, сильно увеличит шансы на успех экспедиций и к Луне и к МВ.

Если действительно ТЭМ сделают, то это решает ещё и потребности будущей станции в электроэнергии. 1 МВт — вполне достаточно для весьма энергоёмких экспериментов. Да и для энергоснабжения во время пилотируемых миссий к Луне или МВ хватит.

Мне очень бы хотелось верить, что ТЭМ доведут и используют. И что журналисты не писали о связи ТЭМ с высокоширотным проектом и другими не потому, что они тупые и не понимают, а потому что им не велели пока торопить события.

Если у кого есть инфа -поделитесь вличку. Буду рад. Не надо вслух сообщать, что двигатели сконструированы на основе предыдущего опыта, в том числе и накопленого при создании ядерной части ренгеновского лазера. Я и так знаю, что, в принципе, разница небольшая. В лазере скорость истечения потока преобразуется в поражающую силу. А в данной двигателе эту силу используют для разгона объекта. Если это написать не в личку, то обязательно появится статья на мове. А в ней будет про то, что Бог укров решил создать «Звезду Смерти». Впрочем, если очень хочется -пишите! Всё равно Путин будет во всём виноват, не в этом, так в другом! Укры придумают! smile

24-25 аперля 2015г. ЦФО.