_2014d207m-05-01
Однако, здравствуйте! Что-то я последнее время не могу понять, куда движется отечественная пилотируемая космонавтика. Озвучиваемые официальные заявления наводят на воспоминания о правой руке, не знающей, что делает левая. Ибо идеи, озвученные разными источниками, несовместимы. Ну или уж как минимум -трудно совместимы. Начнём по порядку.

Глава научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев заявляет, что три новых российских модуля для МКС доработаны с целью возможности в будущем создать на их основе после 2024 года российскую станцию. То есть эти модули поработают в составе МКС 7 лет, а затем будут использоваться уже в новой станции. Всё очень по-хозяйски. Отличная идея! Казалось бы…

Ранее «Коммерсант» опубликовал «Русскоцентрическая орбита» МКС противопоставят национальную космическую станцию. Суть статьи в том, что вместо наклонения 51,6 градуса (МКС) у новой станции будет наклонение 64,8 градуса. По версии газеты это позволит вместо 5% территории РФ видеть 90%. (?) Самое интересное, что оба проекта докладывались руководству страны и озвучивались им. И вот тут-то и есть основная проблема. sad

Дьявол, как известно, в мелочах. Первая «мелочь» это необходимость поменять плоскость орбиты минимум трёх двадцатитонных модулей на 13,2 градуса. Тоже самое будет касаться и части научного оборудования со старой станции. Вообще-то изменение плоскости орбиты есть очень затратная по топливу операция. Вполне сравнимая с собственно выведением на орбиту. Даже на считанные градусы -уже дорого. Но когда речь идёт о многих десятках градусов, то может даже превосходить энергию на выведение. Вот почему существует схема вывода на геостационарную орбиту для высокоширотных космодромов. Сначала спутник выводят на орбиту гораздо выше стационарной, потом меняют плоскость орбиты.(На больших высотах это менее затратно) А потом тормозят, опуская орбиту до геостационарной.

Вне зависимости от выбранной схемы, затраты по топливу будут хотя и меньше потребных на выведение, но вполне сравнимыми. И это будет не почти бесплатное топливо на земле. А топливо, которое уже стало золотым, ибо его подняли на орбиту. Это тысячи долларов за кг. Но, главное, а где его хранить и ресурс каких двигателей на него тратить? На вскидку, для смены плоскости орбиты каждого 20титонного модуля понадобится запуск чего-то сравнимого с «Прогрессом» по массе (7т) И это будет только топливо!

Требуемые дополнительные маневры, в том числе стыковки-расстыковки, требуют ещё топлива. Но самое неприятное, что нестандартные маневры нестандартных сцепок повышают риски аварий. В 1997 году «Прогресс м34» протаранил станцию «Мир». А это было во время более-менее привычного маневрирования.

Ещё одна «мелочь». Многофункциональный лабораторный модуль «Наука» должен был войти в состав российского сегмента МКС еще в 2007 году. Однако реально войдёт только в 2017 году. То есть в 2024 году ему будет 24-7= около 17 лет. Для сравнения, станция «Мир» летала 15 лет. Конечно, склад на Земле несколько менее старит технику , чем условия открытого космоса, но… Автомобили даже в отапливаемых боксах за десятилетия портятся. А тут техника ещё более нежная.

Если проводить аналогии с автомобилями, то в итоге имеем необходимость перегонять ржавый «Жигуль» с Калининграда на Кавказ через Камчатку! smile И дорого и не факт, что по дороге не рассыпится! sad

В общем, идея довольно-таки спорная и непросто реализуемая. И дорого и риски неудач слишком великИ. В связи с этим возникает вопрос, зачем в эти проекты уже на этапе планирования впутывают высшее руководство страны? По-моему, на бюрократическом языке это называется «подсиживать начальство».

Ну и последнее. У современных укров есть бог. Так сказать, персонифицированное Зло. «Кошка бросила котят — В этом Путин виноват» (С). Нормальным людям понятно, что глава государства не обязательно должен уметь лично посчитать Гомановский эллипс к Марсу. Он может даже не знать, что это такое. Только всё равно виноват в провале прожекта будет он. Не тех поставил не на те места! В связи с этим у меня просьба к руководству российской космонавтики. Не надо лишний раз напрягать бедных укров! Им итак сейчас плохо! Поговорите со специалистами, договоритесь между собой,а потом уже и докладывайте руководству планы!

Ранее я уже писал на эту тему «А был ли источнеГ в ЦНИИМ у «Комерсанта»?» https://xn--80aaf2btl8d.xn--p1ai/?p=4290 и «Интерфакс уже не в состоянии даже перепечатывать новости?» https://xn--80aaf2btl8d.xn--p1ai/?p=4276 . И буду рад, если кто-нибудь поделится информацией по поводу перспектив российской коммонавтики. Можно даже просто -своими соображениями. Буду благодарен.

19 апреля 2015г. ЦФО