Сегодня переоформлял автостраховку. Пришлось часок простоять в очереди в страховой компании. Честно говоря, отвык я, как и большинство наших сограждан от очередей, но генетическую память просто так не сотрешь, советские времена даром не проходят. А именно тогда, как язвили острословы, и родилась новая общность советских людей под названием очередь. Не столько за товаром и услугой в них стояли, сколько поговорить. Вот и сегодня поговорили…
Зашел разговор о только что прошедшем на Первом канале сериале “Орлова и Александров”. Не помню уже, с чего начался разговор, мое внимание он привлек тогда, когда одна дама высказалась, что фильм ей не очень, поскольку Судзиловская ей вообще не нравится, а уж в роли Орловой тем более. Ну что тут скажешь, на вкус и цвет товарищей нет. Кому нравится поп, кому попадья, а кому попова дочка. Мне, например, Судзиловская нравится. Как актриса в первую очередь. И женщина она приятная. Осмелился возразить, что она то как раз сыграла хорошо, даже убедительно, но сам фильм мне не понравился, поскольку он исторически недостоверный, благодаря конъюнктурному и порой откровенно пошлому cценарию. Больше я ничего не говорил, а только слушал. А послушать было чего. Я даже не представлял, какой я открыл ящик пандоры.

В очереди стояли также две стильно одетые дамы постбальзаковского возраста, которые мгновенно отреагировали на мой пассаж об исторической недостоверности фильма. Я и думать про то не думал, как мою мысль продолжили. Оказывается, режиссер Александров был гей, на Орловой женился для прикрытия, любить ее и интересоваться другими женщинами, как это было изображено в фильме, не мог по определению. Дальше вообще спор пошел, кто был его любовником: Пырьев, Эйзенштейн, или они оба сразу! Во как! И никто не возразил.

О времена, о нравы. Вот что, оказывается, волнует современных моложавых бабушек!

Скорее всего, если бы сценаристы пошли бы по этому пути, и добавили бы гомосексуальной клубнички, то определенная часть нашего общества зашлась бы в бурных и продолжительных… Но, видимо на революционный сценарий его создатели не решились, поскольку наше общество в своем большинстве во многом консервативно, и подобных смелых мыслей скорее всего не одобрило бы. Они пошли по проторенному пути. Орлова и Александров у них жили и творили в окружении эпических государственных злодеев, коими предстали в очередной раз Сталин и Берия. А если говорить точнее, то не было на экране ни Сталина, ни Берии, а были два жупела, изображением которых в очередной раз накормили российского обывателя.

Фильм Александрова с Орловой в главной роли “Волга-волга” вышел на экраны в 1938 году, в году, когда Сталин перевел Берию в Москву и назначил замом к наркому внутренних дел Ежову. А до этого Лаврентий Павлович руководил солнечной Грузией и к репрессиям никакого отношения не имел. А по фильму выходит, что Берия был чуть ли не организатором высылки сценариста Эрдмана, аресту и расстрелу оператора Нильсена и руководителя советского кино Шумяцкого. Кстати Эрдмана арестовали и растреляли в конце 1937 года, а Шумяцкого арестовали в январе 1938-го, и расстреляли летом того же года. Без участия Берии, который к этому вообще не причастен, поскольку в Грузии находился и занимался совсем другими делами. А по фильму сначала Шумяцкого взяли, а только затем Нильсена. Очень, очень вольная трактовка событий. Мне вот очень интересна была бы реакция Шумяцкого на арест Нильсена, который без его санкции в то время был бы вряд ли возможен. Да и был ли Шумяцкий таким безупречным, каким его нам показали? Совсем не факт. Принадлежал он к партийной верхушке, был одним миром с ней мазан, правила игры знал.
Но у нас в кинематографе, да и не только в кинематографе, в стране сложились твердые стереотипы кого из деятелей прошлого как изображать. Сталин – эпический злодей, с определенными талантами. В нашем фильме в основном криминальной направленности. А Берия – эпический негодяй, или, если желаете, эпическая сволочь. До злодея не дотягивает. Злодей некоторую идеологию все-таки подразумевает. Вот эпической сволочью нам его и демонстрируют. Жалко вот только актеров, согласившихся играть не людей даже, а жупелов. Но так оно проще. Мундир надел, и можно масочку из папье маше на палочке к лицу приложить, особо мимику не напрягая. Дабы оттенять талант Судзиловской в этом паноптикуме.

Да и не только ее талант. Хороших актеров в фильме много, и играют они прекрасно. Только когда смотришь сцену с изображением энуреза у Александрова в кабине Дукельского, хочется телевизор выключить. Заставить себя смотреть на жупелы еще можно, а вот от откровенно пошлых сцен тошнить начинает. И это на фоне откровенных удач, например Утесов и Раневская в исполнении Добрынина и Рутберг выведены убедительно. Благодаря чему и смог я этот сериал до конца досмотреть.

А сценарий, извините за откровенность, дерьмовенький. Сердце кровью обливается, когда видишь, какой исторически благодатный материал испохабили.