И опять про аналогии. Грызня между Пригожиным и руководством Минобороны перешла в публичную плоскость. А что, в первый раз это что ли? Генералы грызутся, солдаты гибнут почем зря, а война в конечном счете проигрывается. Тут мне пришло на память Дело при Сандепу, малоизвестное сражение русско-японской войны. Если кратко, то суть его такова: Командующий одной из трех Манчжурских армий начал частную операцию, которая принесла неожиданный успех, а Главком, вместо того, чтобы поддержать успех подчиненного и силами двух других армий навалиться на японцев, не только не отдал приказа о поддержке, но и вообще приказал прекратить наступление. Ревность Главкома, до этого времени никаких побед не одержавшего, к подчиненному привело к тому, что победа была упущена, моральный дух армии подорван, а войска, совсем недавно бившие при Сандепу японцев, первыми драпанули в Мукденском сражении.

Вот что написал про этот эпизод один из современников:

«Единство и целесообразность действия по прежнему отсутствовали среди многочисленных деятелей русского штаба. Жестокий бой начат было на нашем правом фланге 12 января 1905 года у реки Хунь-Хэ и продолжался в течение трех дней при участии всей 2 манчьжурской армии под начальствующего ей генерала Гриппенберга. Русские войска вытеснили японцев из нескольких важных пунктов и готовились окружить сильноукрепленную деревню Сандепу. Но, не получив поддержки от генерала Куропаткина, должны были оставить занятые позиции и отступить в ночь на 16 января вследствие формального распоряжения Главнокомандующего. Около 10000 человек пострадало или погибло таким образом без всякого результата. Кровопролитное дело при Хай-хотай и Сандепу бросает печальный свет на бюрократические порядки в общем управлении русскими военными силами. Несмотря на то, что единство направляющей и руководящей власти было достаточно обеспечено сосредоточением в руках генерала Куропаткина, которому были безусловно подчинены все 3 действующие армии, мы видим, что одна из этих армий сражается самостоятельно целых 3 дня предполагая определенную цель в связи с общим планом операций, тогда как этой цели и связей не существовало в действительности. Генерал Гриппенберг на 2 и 3 день настоятельно просит подкреплений, предвидя крупный успех и возможность общей победы, но вместо ожидаемой помощи получил приказ об отступлении после напрасных огромных потерь. Формальное право было несомненно на стороне Главнокомандующего. Он мог вопреки Гриппенбергу считать начинающееся генеральное сражение преждевременным и оборвать его. Но ужасно то, что недоразумение продолжалось целых три дня и крайне дорого обошлось русским войскам, которые вновь должны были убедиться в бесплодности приносимых ими жертв. Из официальных японских телеграмм известно, что делом 12 — 16 января или сражением при Хай-Хотай руководил лично маршал Ойама, и не только не ждал просьб о подкреплении, но сам направлял туда нужные силы, хотя инициатива дела принадлежала не японцам, а русским. Выбор момента для действительно генерального сражения был предоставлен опять японским генералам.«

Теперь я прокомментирую.

Операция при Сандепу проводила 2-я манчжурская армия под командованием генерала Гриппенберга. Две другие: 1-я Линевича и 3-я Каульбарса в деле не участвовали. После приказа Главкома Куропаткина о прекращении наступления, Гриппенберг отбыл в Петербург для доклада царю, а Куропаткин произвел перестановки в командном составе, назначив на место Гриппенберга Каульбарса, а наиболее ретивого из командующих корпусов, участвовавших в деле, а именно барона Штакельберга, снял с должности.

Заметим, что на тот момент 3-я японская армия Ноги еще не прибыла из под Порт-Артура к главной японской армии, у русских было численное преимущество, и момент для удара был благоприятный. Но Куропаткин решил иначе. В результате, месяц спустя, в начале Мукденского сражения, именно 3-я японская обрушилась на деморализованную 2-я русскую манчжурскую армию Каульбарса и принудила ее к отступлению. Чем окончилось Мукденское сражение, общеизвестно.

Аналогии с сегодняшним днем просто поразительные. Заменим Сандепу на Артемовск, и все один в один. Только ЧВК Вагнера Пригожина формально ведомству Шойгу не подчиняется, и Шойгу с Герасимовым не могут отдать Пригожину приказ прекратить атаки Артемовска. Но вот лишить возможности наступать, оставив того без боеприпасов запросто. Что и было сделано.

Дальше, ни оперативного, ни тактического планов ведения войны русским руководством, как и в случае с Куропаткиным, не просматривается. Сколько бы мы не говорили, что инициатива перехвачена, на самом деле создается впечатление, что наши ждут когда хохлы сформируют 2 новых корпуса, насытят их западным вооружением и атакуют там, где им это покажется наиболее целесообразным. Выбор места и времени Генерального сражения отдан опять Натовским и украинским генералам.

Я был бы рад ошибиться, но события с ЧВК Вагнер наводят на грустные мысли. Похоже, что генерал Куропаткин бессмертен, или реинкарнировался в Шойгу или Герасимова.

Генерал Куропаткин. Гланокомандующий в Манчжурии
Генерал Гриппенберг
Генерал Штакельберг
Министр обороны РФ Сергей Шойгу (слева) и начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ — первый заместитель министра обороны РФ Валерий Герасимов перед совещанием по вопросам развития Вооруженных сил России.

….