БУЙСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ВИХРЕЙ
ТАК БЫЛО
В честь Великой Октябрьской ,тогда еще Социалистической, революции в далеком 1957 я написал стихотворение.:
Сорок лет прошло с тех пор,
когда отцы и наши братья,
примя на головы проклятья
от шкуродёров- палачей,
за власть Советов воевали.
На Зимний двинулся народ,
и дала залп «Аврора».
Вдруг понял тут капиталист-
закрыта их контора.
Под залп Авроры задрожал
Керенский и министры,
и в женском платье убежал
к другим капиталистам.
Им власть Советов не разбить,
мы в мире вечно будем жить!
Тогда я учился в пятом классе и мое сознание автоматически передавало умонастроение Советской эпохи. С тех пор много воды утекло. Вожди революции ушли в мир иной, не получив возможности критически оценить трагическое время буйства социальных вихрей.
ТАК ЕСТЬ
В эти дни немногие вспомнят и отметят 97-ю годовщину Октябрьской революции, неразрывно связанную с именем В. И. Ленина. Было бы глупо отрицать значение всего теоретического наследия идеолога Октябрьской революции, сумевшего на практике реализовать идеи по захвату власти. Другое дело чем это обернулось и как закончилось.
Теперь с вершины почти столетия от дней потрясших мир, ясно почему не воплотилась в жизнь великая идея социализма. Виновных в истории нет. Только опыт позволяет человечеству понять ошибки великих творцов. Величие же заключается в том, что получен опыт преобразования общества и мира даже ценой ошибок и эти ошибки бесценны.
В Кратком философском словаре советской эпохи написано:
«На основании данных об империалистическом капитализме Ленин разработал новую теоретическую установку, в силу которой одновременная победа социализма во всех странах считается невозможной, а победа социализма в одной отдельно взятой капиталистической стране признается возможной». Цитата эта относится к основополагающему труду Н.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма».
И сегодня, определяя свой путь в третьем тысячелетии, в зависимости от ситуации коммунисты обильно ссылаются на книгу вождя мирового пролетариата. Во-первых, явных теоретиков марксизма что-то не видно, а во-вторых, им кажется, книга » дает революционную перспективу пролетариям отдельных стран, развязывает их инициативу в деле натиска на свою, национальную буржуазию».
Для краткого анализа необходимо определиться в основных понятиях :капитализм, импери-ализм, коммунизм в их первоначальном историческом смысле, который вкладывали классики научного социализма с одной стороны и Ленин с другой. Итак, под капитализмом понимался общественный строй, при котором энергия производителей трансформируется в систему товарно-денежных отношений, а они расширяются и существуют, обмениваясь на живой труд. Империализм по Ленину есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными требами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами. Наконец коммунизм — это общественный строй, где отсутствуют товарно-денежные отношения.
А теперь вспомним, что книгу свою Ленин написал в 1916 году. Революционное движение в Европе, расколотое Первой мировой войной, переживало кризис. Владимир Ильич, находясь в эмиграции длительное время (естественно, оторванный от реальной и конкретной обстановки российской действительности), изучил монографию немецкого экономиста Гильфердинга «Финансовый капитал», вышедшую в свет в 1909 году. Она содержала детальный и объективный анализ экономического развития капиталистических государств Европы. Научные разработки Гильфердинга и легли в основу ленинского труда «Империализм как высшая стадия капитализма». В общем-то, нормальная практика для работ такого назначения. Но…
Ошибка, если не сказать трагедия, для рабочего движения состояла в том, что обоснованные и справедливые для развитых капиталистических стран Европы той эпохи выводы немецкого ученого Ленин перенес на российскую почву. Он разглядел в экономических реалиях России первый и второй классические признаки империализма. А это означало одно: страна идет к неизбежной социалистической революции. Он так и писал: «конкуренция в России в начале века превращалась в монополию вследствии роста концентрации производства и капитала».
А вот известный экономист Финн-Енотаевский, не пребывавший в эмиграции, в своей книге писал: «Централизованное течение в первую декаду 900-х годов у нас явилось результатом, главным образом, слабости нашего промышленного капитализма, узости нашего внутреннего рынка, а не следствием накопления капитала и результатом концентрации его».
Ошибся Владимир Ильич и со вторым признаком -«слиянием банковского капитала с промышленным и образованием финансового капитала». Тот же зловредный, но дотошный ученый Финн-Енотаевский докопался, что «насаждение у нас в 70-х годах акционерных железнодорожных обществ банков и других высших ростков европейского капитализма еще не превратило нашу страну в капиталистическую…»
Классический марксизм -наука серьезная, опиравшаяся на глубокий и всесторонний анализ общественных, экономических и финансовых механизмов капиталистической Европы. Маркс и Энгельс доказывали, что без объединения трудящихся всего мира, без Интернационала, без овладения наукой управления современным производством разорвать паутину товарно-денежных отношений невозможно!
КПСС убеждала народ,что строят советские люди коммунизм, а все мы оказались в капиталистических отношениях. Выходит,что объективно коммунисты всего мира воздвигали и укрепляли капитализм в отсталых государствах мира, и сознание их определялось буржуазным, капиталистическим бытием.
Тогда и массовые казни ,и голод работающих по найму ,и колониальная политика «коммунистической» России находят свое объяснение не в кровожадном характере героев, а в тривиальных товарно-денежных отношениях. Ведь бытие определяет сознание не так ли?
Михаил ВОЛГИН
Укроп, не замахивайся на вечность.
Чувствую свою недообразованность. Про Финн-Енотаевского впервые слышу.