Или, что было, что будет и кто с чем заупокоится.

 

«Хуже вражды с англосаксами может быть только дружба с ними»

А.Е. Едрихин-Вандам

Начать хотел бы с ещё одной цитаты, но уже некоего английского публициста 19 века Tомаса Даннинга: «Обеспечьте 10% (прибыли), и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».   (Да, Карл Маркс эти слова, просто и брутально поцупыв).

Итак, мы все, не задумываясь особо, считаем Англию частью некой общеевропейской цивилизации. Правильно? А так ли это на самом деле? А, если задумаемся? То, (для начала) что же такое есть эта самая «цивилизация»? Если пороемся в дурапедии и ещё где, то мы, вдруг, обнаруживаем, что «европейских цивилизаций» можно насчитать, минимум, аж четыре.  Это Античная, Византийская, Западноевропейская, она же Романо-Германская, но, подчёркиваю, не Англо-Саксонская, и, наконец, Русская, она же Северо-восточная (да! именно так! но нам в этом постоянно отказывают, убеждая нас, что мы азиаты).

Три первых уже давно… умерли! То, что сегодня существует в Европе, это, скорее, суррогат прежней цивилизации, который смело можно окрестить «пост-западной цивилизацией». Но и мы, хоть и не умерли, но оказались, здорово так, побиты и «покусаны» в начале и в конце 20 века.

Все, образованные на Земле, сообщества, за малым исключением, возникали как земледельческие. Кто-то мне возразит, мол, и кочевники были. Ладно, пусть, но в «малый клуб исключений» я бы отнёс только Финикию, Карфаген и Венецию с Генуей (древней Греции всё же откажу, она начиналась «с земли», хотя, именно она, по всей видимости, и дала «толчок» к «продолжению»). Только вышеперечисленные образования возникли не на основе земледелия, но на основе торговли! Когда научились использовать энергию ветра и «энергию» рабов на веслах и научились строить нечто, что не тонуло бы сразу, быстро не разваливалось бы, и могло товаров на себе тащить изрядно (прогресс, однако! но, существующий мир, это не «поступательный развитие», а циклы, на каждом новом витке, имеющие свои особенности!).

Но, есть ещё одно «образование», которое стоит, вообще, особняком от всех остальных прочих, потому, что возникло как, исключительно бандитское и пиратское, в генезисе своём, оформившееся как «морская держава». Это Англия. Обратите внимание, Англия, по отношению к «остальной Европе», всегда была «чужой», а, по отношению к нам, так, вообЧе, «чуждой». И, как всегда, для понимания этого, небольшая (уж как получится) экскурсия в историю.

В основе любых историй всегда география. Коротко. Англия для древнего мира, с которого мы и начнём, была дальше, чем «конец географии» того времени.

Начать, похоже, следует с 43 г. н.э. С года, когда началось «освоения» этого «края географии» и наибеднейшего острова-захолустья тогдашней Европы. Кем? Да Римской Империей, конечно.  Хотя ещё в 55 г. до н.э. на берег этой убогой земли впервые высадился Юлий Цезарь. Высадился, помахал немного своим гладиусом, и свалил: «ничего полезного для Рима здесь нет». В 40 г. н.э. помирает местный вождь-царёк одного из многочисленных, тамошних племён, а именно, племени катувеллаунов (славно известные Бриганты обитали несколько дальше от береговой линии) по имени Кунобелин, оставив своё «не-до-царство» старшим своим сыновьям: Каратаку и Тогодумну (!?), обделив при этом младшенького, Амминия. Почему? Всё просто, как в Библии: Амминий о Риме мечтал, о «благах цивилизации (с кроссовками и жвачками – шучу, конечно, но самую малость)». И вот, этот «младшенький», от эдакой обиды, со всех своих коротких ног, мчится в этот самый цивилизованный Рим, мол, «помогите, обижают, а я вам, всё шо хотите». При Калигуле дело было. Он же и приказал готовить «экспансию», но… убили «нашего» Гая Юлия Цезаря Августа Германика, вошедшего в историю под своим агноменом (прозвище, кличка) «Калигула». Продолжил «дело» следующий, Клавдий. Возможно потому, что он был первым правителем Рима, родившимся не в Италии, в Галлии, и, по сути, /случайно/ ставшим императором после убийства Калигулы. Как бы там ни было, но уже в 47 г. на этих «туманных землях» начинается строительство удобного для римлян порта, названного Лондиниумом.  Он же, в дальнейшем, Лондон, и он же, в пределах своей изначальной «квадратной мили», Лондонский Сити (это важно для дальнейшего). Несколько позже появился и Римский мост через Темзу. Закончим «начало» тем, что римляне тащили Британию, этот в общем-то, бесполезный для них «чемодан, да ещё и без ручки», аж до 407 года.

Опустив мало значимые подробности, мы оказываемся во временах «Высокого средневековья и начале Нового времени». Да, Вильгельм Завоеватель. Он самый. В 1066 г. он становится новым владельцем этого «неликвида».  До-разбив местных, в общем-то, нищих аборигенов при Гастингсе, ему, удивительное дело, не удаётся с ходу ни захватить, тот самый, построенный ещё римлянами, Лондонский мост, ни сломить дух сопротивления самих лондонцев. В конце концов он переправляется через Темзу в другом месте, в Валлингворде и безжалостно грабит окрестные земли. Результат: последние, ещё «настоящие» англо-саксонские аристократы, откосившие от участия в Гастингском сражении и оставшиеся отсиживаться в Лондоне, сдаются Завоевателю. В 1075 г. Вильгельм издаёт специальный устав для жителей Лондона: Лондонское Сити становится отдельным городом, «не до конца подчиняющимся» новой власти. Территория Сити не учитывается в «Книге страшного суда» (свод материалов первой в средневековой Европе всеобщей поземельной переписи, проведённой в Англии). Что это? Зарождение «Двойных стандартов»? Да, именно!  Хотя, почему бы и нет? Имеет же, как узурпатор, <право>.

«Книга страшного суда». Как ни считали, как ни меряли… мало! Вон, за «каналом», во Франции, всё совсем иначе! Не просто, например, утки с гусями, а уже, почти готовые, но ещё ходячие, фуа-гра! Не то что «местные воробьи»!  Чтобы хоть как-то, «концы с концами», пожалуйста, имеем: 100-летняя война. Да, можно долго про «причинно-следственные» связи этой войны рассказывать. И всё это будет интересно. Но всё это лишь «тактические уловки». А «главное»? Вот, новоявленная английская «аристократия» в 14-15 веках жила за счёт бандитского, рейдерского /разграбления с разбоем/ Франции.  Где здесь «земледельческое начало»? Его нет. От слова «совсем». Дальше – ещё любопытнее. Когда Франция, наконец, нашла в себе силы (в себе, или в Орлеанской деве?) и сумела-таки, выставить этих бандитов и насильников за свои пределы, последние… правильно, по единственно отработанному умению, принялись грабить и убивать друг друга внутри самих себя!  Эти разборки получили /поэтическое/ название: война белой и алой розы. За эти, /поэтические/ 30 лет войны они умудрились подсократить себя почти на половину!

А дальше ещё больше и поэтичнее! После, так называемых, «Географических открытий» (заметим, Англия к этим открытиям, ну никаким боком не «приклеивается») грабёж начинается с утроенной силой. Загибаем пальцы. Пиратские нападения на Испанские и Португальские корабли, а потом и рейды по чужим землям-колониям. Далее, в это же время, «огораживание»- овцы дороже собственных людей! Здесь бы «художества» Генриха 8 было бы уместно прописать, но места займёт не мало. И, наконец, ограбление католической церкви, у себя, с заменой её на нечто «карманное», «англиканское». А «за окном» у нас 16 век. Именно в это время происходит, я бы сказал, окончательное отделение, или обособление Англии от остальной Европы. Да, уместно будет вспомнить и Шекпира. Сам он «творил», или это был коллектив, типа шараги, под общей вывеской — «Шекспир», это уже не важно. Важно, что эта «шаражкина контора» оказала огромное влияние на формирование самого английского языка. Из него нещадно выкорчёвываются все латинизмы, францусизмы, славянизмы и даже «свои», но континентальные, саксонизмы. Происходит упрощение, на уровне примитивизации, этого языка (идти, кушать, убивать— ну никакого эмоционального окраса, для «компенсации» чего, попозже, появится куча новых, сленговых словечек, а не, например, различные степени превосходства прилагательных). И специфический английский юмор² весь в этом, лишённом всяких эмоций, ихнем языке.

Времена Елизаветы 1, Доброй королевы Бесс, дочери того самого Генриха 8, характерны появлением бесконечной череды всевозможных заговоров.  Возникновением каких-то сверх естественных таинств, со своими проходимцами-медиумами, например, вспомним не безызвестного Джона Ди и подобных ему «алхимиков». Зарождением отдельных, разнонаправленных тайных обществ, которые позже, кто доживут, конечно, будут объединены в масонское ложе, в свою очередь, существующее как бы вне самого государства, на смену им, но позже, начнут появляться всевозможные «клубы». И… Лондонский Сити! Совершенно особая, «вещь сама в себе». Напомню, первый в мире банк (ну, если мы забудем про Тамплиеров) был учреждён в 1694 году как именно частный, акционерный банк, и расположен был на территории этого самого Сити, куда английским монархам (формально, кто может быть выше монарха?) вход, без специального приглашения, воспрещался! Сити, это, своего рода, своеобразный «офшор в офшоре».

Хочу, для примера, предложить Вам вполне конкретного персонажа дня сегодняшнего: Суму Чакробарти, британца, бенгальского происхождения. Советник президента Казахстана Такаева(!), и с 2020 г., по особому предложению, и советник правящей «элиты» Узбекистана. Как только, МИД Англии, а потом и структуры МИ-6, попытались через него «проводить свои интересы» в указанных географических регионах, так тут же были посланы в «известном направлении» на /простом/ английском, с формулировкой «Я здесь представляю интересы Сити, а не государства Великобритании».  Каково? А?

Всё это потребовало от самого государства необходимость иметь целый ряд различных, как сегодня сказали бы, спецслужб, которые выискивают, выслеживают, вынюхивают и доносят друг на друга (так и хочется тыкнуть пальцем в Даниэля Дэфо, хотя он «действовал» несколько попозже, в уже сложившихся условиях). Следствием этого всего (не забываем и про врожденный уже бандитизм) становится некое, характерное именно для Англии, разделение, с одной стороны, вроде как, на само государство, но как некий, уже только формальный институт, с такой же формальной властью, и, с другой стороны, на реальные силы, так называемой, «глубинной власти», действующей внутри этой «формальной» структуры самого государства. Причём, действующей как сила, для которой не существует никаких запретов, норм морали и страха виселицы (см. первый абзац).  И, с течением времени, это всё только усложнялось (в отличии от английского языка) и завешивалось плотным туманом.

Англия к середине 19 века становится неким подобием спрута, щупальца которого есть: -«глубинная власть» самой империи, со своими «Тори и Виги» и, как вишенкой на торте, Монархией, -финансовая власть (уже, кстати, представленная Родшильдами), она же как частные банки, действующие «вне» государственных структур, -власть тайных обществ –масонов, и, потом, всяких там клубов», действующих «вне» государственных структур, -власть Сити, как я уже говорил, «вещь сами в себе», действующая «вне» государственных структур, -власть различных, вроде бы как на службе самой империи, спецслужб, не всегда действующих в «разрезе» действий государственных структур. Да, не слабый такой «зоопарк».  И всё это, причудливым образом, повязано между собой: отдельные «особи» одновременно являются «членами» всего выше перечисленного в различных комбинациях! (и это всё ещё без: «никогда не заходит солнце», без «кильватерного строя», без «центра капиталистической системы») Не мудрено, что «старушка-Европа», пытаясь играть в аристократическое а-ля «благородство», т.е. соблюдая хоть какие-то «нормы» морали и «общие правила», всегда оказывалась в проигрыше перед Англией (про нас я ваапЧе молчу, хотя – нет, пару слов будет: кто думает, что играет свою игру, остаётся в игре пока она не мешает «неким интересам», в противном случае, сталкивается с «апоплексическим диагнозом»; кто же за деньги «честно» торгует Родиной… «кролики, то же, думают, что у них свободная любовь, не догадываясь, что их просто разводят»)!

По-своему любопытно ещё вот что. Любые попытки разобраться, понять это всё, заглянуть за эту пресловутую «закулису», в мягком случае всегда напарываются на барьер сарказма: фу, опять какая-то пошлая конспирология и теория заговоров? Почти цитата, не помню кого; «Мне не нужна старая конспирология, она вся оправдалась! Дайте мне новую!». Или: «Протоколы сионских мудрецов» есть великая мудрость, или вовремя неплохо состряпанная липа?  Какая разница? Ведь многое вышло именно так».

Поэтому, век двадцатый! И… по словам британского историка еврейского происхождения Ави Шлаима: «самый задокументированный военный заговор современной истории». Речь пойдёт про Суэцкий кризис, по результатам которого Англия окончательно³ утратит свой статус «Сверхдержавы». Но! Обретёт нечто, что окажется поважнее «статуса», и, в очередной раз, докажет правоту Вандама Едрихина (см. эпиграф)

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ.

 

PS:  И первая эмоциональная реплика: Володенька, Зеленский, ты хоть понимаешь с кем ты, якобы, «усажен» за один «игровой стол истории»? — Всё равно, что орать в вакууме! Это не для «насекомых» (вот, сейчас букашек обидел). А Вы, «дАрАгие россиянцЫ», понимаете с кем и во что Вы «играете»? И каков может быть итог этой «игры»?

В следующие рАзы, или, разЫ………………………………………………………..

 

¹- Навеяно романом-эссе Михаила Любимова «Англия. Гуляния с Чеширским котом».

Бывший разведчик Михаил Любимов остроумно и тщательно исследует глубины национального характера жителей той страны, где ему пришлось поработать Джеймсом Бондом в далекие уже от нас годы холодной войны. Туманный Альбион глазами рыцаря плаща и кинжала, который не прочь посмеяться и над собой. 

 

³- Реальный случай, ставший анекдотом, из вышеуказанной книги. (в моём пересказе, по памяти)

По сложившейся традиции, на финальном матче (за что-то там) по конному поло, должен присутствовать монарх, Елизавета 2, для вручения капитану команды победителя какой-то кухонной утвари (толи вилок, толи блюдца). И вот этот момент. Капитан, красиво так, на свой лошади, под-аллюривает к главной трибуне с монархиней. Не менее красиво останавливает лошадь в положенном месте, как эта самая лошадь… пёрднула!

-Извините, мадам, -смущённо произнёс наездник.

-Если бы Вы не извинились, я бы подумала, что это сделала лошадь, -ответила Елизавета!

³- «Англия окончательно утратит свой статус «Сверхдержавы» — да! Смотри результаты первой и второй мировых войн для Англии.