Скончался наш незабвенный Михаил Сергеевич. На 91 году жизни. К радости и негодованию более чем 90% населения России. Негодование имеет два момента. От того, что незаслуженно долго прожил (Сталин 74 года, Брежнев 75 лет, Хрущев 77 лет, Андропов 69 лет), а также от того, что суда над ним и заслуженного приговора так и не дождались. Этот человек привел к краху великую Российскую империю в облике СССР. Специально он это сделал или невольно, спорят без малого тридцать лет после распада СССР и отстранения Горбачева от власти. Вопрос на самом деле открыт, есть веские основания считать, что Горбачев убивал СССР умышленно. Но мы рассматривать эту версию не будем.

Будем считать, что он хотел спасти впавшее в глубочайший кризис государство, но действовал настолько неумело и нерешительно, что только приблизил его распад и гибель.

Горбачев был плоть от плоти уже сложившейся советской системы.  Если Сталин  был недоучившимся семинаристом, то сменивший его Хрущов был вообще без образования, если не считать образованием 3 класса (не факт) церковно-приходской школы,  пребывание некоторое время на Рабфаке и в рядах Промакадемии,  где главным его достижением было знакомство с Н.С.Аллилуевой, женой Сталина, сделавшей ему протекцию по партийной линии.  Об окончании Рабфака и Промакадемии свидетельств нет, да и сам Никита Сергеевич предпочитал о своем образовании не распространяться. Мы же обратим внимание вот на эту цитату из характеристики Хрущева из Промакадемии: «Нет системы в мышлении и оценке обстановки».

Леонид Брежнев по сравнению с предшественником был просто гигантом мысли. Он окончил классическую гимназию, мелиоративный техникум, а затем Каменский металлургический институт. Получил диплом инженера. Сменивший его Юрий Андропов до высшего образования дотянул весьма условно.  Он окончил Фабзавуч, затем рыбный техникум, после чего заочно Высшую партийную школу при ЦК КПСС.  Как там учились партработники мы все прекрасно понимаем. А вот историко-филологический факультет университета в Петрозаводске Юрий Владимирович не осилил.  После четвертого курса подался в партработники.  Так что было правильно считать, что у Андропова было незаконченное высшее образование. Его преемник Константин Черненко имел в багаже школу парторганизаторов и заочное отделение Кишиневского пединститута.  То есть чисто формальный аттестат без какого либо серьезного образования.

И вот на фоне предшествующих Генсеков появляется Михаил Сергеевич Горбачев, окончивший советскую школу с серебряной медалью, а затем юрфак МГУ, где он реально учился и реально закончил престижный факультет лучшего ВУЗа СССР.  Там же он и женился на выпускнице философского факультета МГУ Раисе Титаренко. Я упомянул Раису Максимовну не случайно.  Ее влияние на мужа было подавляющим.  Злые языки даже обзывали Михаила Сергеевича подкаблучником.  Симбиоз юрфака и филфака МГУ обещал блестящие перспективы стране, но вышло совсем иначе. Для юрфака МГУ в том числе.

Существующий со дня основания Университета при Елизавете Петровне Ломоносовым, он считался кузницей российской элиты,  его заканчивали и прославили такие гиганты мысли, как Плевако, Кони, первый председатель Временного правительства князь Львов.  Михаил Сергеевич же навсегда останется несмываемым клеймом. Его не интересовала карьера прокурора, судьи или адвоката,  он совершенно справедливо считал, что выбиться в верха и сделать карьеру он сможет только на партработе.  Вот, Никита Сергеевич Хрущов, был вообще без образования, но на партработе достиг небывалых высот.  Наверное, пример Никиты Сергеевича Михаила Сергеевича вдохновлял.  Но у Хрущова была мощная протекция в лице Надежды Сергеевны Аллилуевой,  а у Горбачева была честолюбивая жена.  Зато в протекцию вполне можно  было конвертировать диплом МГУ, что было с успехом проделано.

И, прибыв в родной Ставрополь по распределению, Михаил Сергеевич проработал в тамошней Прокуратуре всего 10 дней, изъявив желание перейти на освобожденную комсомольскую работу.  Просьба была удовлетворена. Я не буду перечислять восхождение Горбачева наверх по комсомольской, а затем по партийной линии.  Это не главное. Главное в том,  как безграмотен в вопросах видения мира и философии он оказался.  Как будто про него, а не про Хрущова было написано «Нет системы в мышлении и оценке обстановки». Неприятно это констатировать, но советская система подготовки кадров была просто изуродована марксизмом,  или, если точнее, ее русским толкованием.

Однобокий взгляд на общество сквозь призму классовой борьбы,  неправильно трактовавший появление и развитие национализма, совершенно игнорирующий  специфику и борьбу цивилизаций,  дал свои опасные всходы. Понятно, что свои идеи Хантингтон опубликовал уже после падения Горбачева и распада СССР, но узколобый примитивизм, помноженный на желание прославиться и непомерное тщеславие, отсутствие, как уже упоминалось, системного подхода к вещам, а тем более к управлению государством, привело СССР к катастрофе.

Нам еще предстоит выяснить, кто был истинным автором концепции Нового мышления, сам Михаил Сергеевич, или его жена.  Скорее всего второе, сам бы он, как выпускник Юрфака и партийный работник, не сталкивавшийся с реальной жизнью прокурора или судьи, не додумался.  Представьте себе Прокурора или судью, пораженных «новым мышлением», напрочь отвергающих государственные интересы и силовое наказание по большинству дел.  Человек, проработавший в органах, иллюзиями не страдает.  А вот на партработе, да еще под воздействием честолюбивой жены запросто.  Разработать социально-философскую мировоззренческую концепцию могла только она, философ по образованию.

Сама она пробиться к вершинам признания не могла. Зато муж вполне.  И вела себя совсем не так, как предшествующие ей жены Генсеков.  Она жаждала публичности. Пусть новую концепцию приписывают ее мужу, зато она всегда будет рядом, на виду.

За это трудно осудить. Но беда в том, что философское образование в СССР тоже страдало теми же марксистскими изъянами, что и юридическое.  Не случайно, самый успешный послесталинский Генсек Леонид Ильич Брежнев имел нормальное индустриальное образование, поработал в горячем цеху, воевал.  Он понимал жизнь и меру ответственности за доставшуюся ему страну.  Возможно, корни здравомыслия Брежнева были заложены в классической русской гимназии, которую еще не успели изуродовать Луначарский и компания. Да и безграмотный Хрущев обладал природной хитростью и мужицкой смекалкой, при всех его метаниях и волюнтаризме думавший о стране, а не о том, чтобы войти в историю.  И, может быть, слава Богу, что он премудростям юриспруденции и философской мысли не обучался.  Представьте себе, как бы он в этом случае мог навредить стране. Недаром великий кормчий Мао с иронией утверждал:» Чем больше знаешь, тем глупее становишься.»

Горбачев думал в первую очередь о себе, о том, как войти в историю.  В результате, он в нее влип.  Вместе со всеми нами.  И нам надо основательно подумать, проанализировать, что не так в нашем образовании, если в результате плодов просвещения у нас появляются Горбачевы, а также Гайдары и Чубайсы.

Горбачев и Кастро

….