арго 3.41

Предыдущая глава здесь https://трымава.рф/?p=37409

Предыдущие главы большим куском здесь http://samlib.ru/k/kuzxmin_anton_arkadxewich/i7uilimppgl52.shtml

После поражения в РЯВ Россия обсуждала и корректировала новую кораблестроительную программу. В неё входили одна четвёрка дредноутов с 12тидюймовой артиллерией, затем очередная четвёрка – с 14тидюймовой, а за ней – с 16тидюймовой. Первая четвёрка заложена на Балтике ещё в прошлом, 1909году. После «инцидента при Ла-Плате» когда неплохо показали себя логрийские пикирующие бомбардировщики «Хомбрэ-лобо» и дредноуты типа «Васко да Гама», в русских планах начались «разброд и шатания».

Были мысли скопировать логрийские дредноуты. И перезаложить «Севастополи» по новому проекту. Рассматривался вариант часть из них достроить как авианосцы, по типу логрийских УСС-2. Не ясна была судьба полуторной, черноморской четвёрки дредноутов. После того, как разведка узнала о желании турок заложить в Англии 2-3 сверхдредноута, русские задёргались. В официальных планах Блистательной Порты было заказать 6 а то и 7 дредноутов. Узнав об этих планах, русские стали подумывать насчёт строительства ещё одной четвёрки дредноутов с 12тидюймовками на Черном море Их собирались строить как усовершенствованные «Севастополи», но с учётом того, что многие страны переходили на строительство сверхдредноутов, русские корабли устаревали ещё до закладки.

Проблема заключалась ещё и в том, что на Чёрном море только предстояло определиться с местами закладки и строительства будущих дредноутов. В наличии был только один стапель подходящего размера. Два других ещё предстояло построить. Пока что даже место ещё не было выбрано. На Столыпина давили с разных сторон, пока в процесс не вмешался ВК Сандро. Он напомнил всем, что неудачно закончившаяся РЯВ могла бы кончиться вообще катастрофой, не получи он во временное пользование через цепочку посредников Голландия-Дания-Черногория два логрийских броненосца. И спас Империю от полной катастрофы на Дальнем Востоке, чем несколько сгладил ужасы Революции.

Так вот, он посчитал, что ввиду отсутствия у Турции дредноутов, самым нужным кораблём для ЧФ будет авианосец. А так как авианосец с маленькой палубой не сможет использовать самолёты с максимальной эффективностью, то строить надо минимум с 200метровой палубой. А поскольку Логрия является лидером в мировом авианосцестроении, то просто купить у неё недорого всю техническую документацию! И расширить единственный имеющийся полноценный стапель под возможности в 200 метров и 50 тысяч тонн по водоизмещению.

В чём-то он был прав. Однако вряд ли его правота имела бы какое-то значение для принятия окончательного решения. Но, кроме того, он был ещё и хорошим интриганом и талантливым царедворцем. Узнав о том, что пятёрка корпусов для логрийских УСС-2 строится в Германии, Сандро договорился с логрийцами, что они при помощи датчан создадут специальный проект «Принцесса Дагмара» для России. Как раз с желаемой палубой в 200 метров. Логрийцы приняли заказ. А датчане так подали в прессе информацию о сделке, что неискушенному читателю могло показаться, что данный авианосец чуть ли не подарок Дании Российской Империи. Хотя на самом деле было совсем наоборот. Наличие в схеме датчан увеличило цену проекта. Однако их включение в схему было обязательным. Оно позволило и название продавить и, самое главное, саму идею постройки единственного авианосца вместо четвёрки дредноутов.

Суть интриги была в том, что мать нынешнего царя Николая Второго и была пресловутой принцессой Дагмарой до замужества с Александром Третьим. И она имела немалое влияние внутри страны. Лесть довольно грубая, но она сработала. И не сколько по мозгам вдовствующей императрицы, которая не была тщеславна, сколько по мозгам адмиралов и министров. В итоге вместо строительства двух новых стапелей для дредноутов, Российская империя просто удлинила и модернизировала один старый. Затем Россия купила два первых логрийских недоавианосца, переделанных из утопленных гринговских броненосных крейсеров типа «Тенесси». Они задумывались в первую очередь как учебные, прикомандированные к Качинской лётной школе.

Были идеи использовать их и при разведывании Северного Морского Пути. Впрочем, основная причина их покупки была скрытая контрибуция, выплачиваемая Францией Логрийскому Союзу. Вроде как Франция финансирует покупку Россией у Логрийского союза боевых кораблей. При этом боевой состав Объединённого Атлантического Флота Логрийского Союза уменьшается. Что даёт гарантии уменьшения давления на Францию после «инцидента при Ла-Плате». Продажа именно России была тоже для укрепления взаимных гарантий. Идея, в общем-то, английская, но принята она была всей Антантой и Логрийским союзом. Эдуард VII, даже находясь при смерти, не допустил втягивания Британии в войну не против Германии.

Сейчас, спустя год после инцидента, всплыли некоторые подробности. Оказывается, первые полноценные логрийские авианосцы (УСС-2) были не 180, а 198 метров длиной. А вторая пятёрка отличалась от них всего на два метра. То есть проекты «Принцесса Дагмара» и Универсальное Судно Снабжения-2 Модернизированный были почти одинаковыми. Собственно, никакого специального проектирования при удлинении столь длинного корабля на 2 метра не было в принципе. Это могут сделать инженеры судостроительного завода по мере строительства предыдущей серии корпусов. Формально в этом поучаствовали инженеры датской фирмы. Часть денег за проект, помимо Логрии, получили Сандро, Дагмара и её венценосный сыночек. Так сказать, «на булавки» и прочие мелкие карманные расходы. Фактически, русские компенсировали Логрии затраты на создание проекта и технологических карт для создания ею своих авианосцев. Ну и датчанам слегка благодаря их принцессе отстегнулось! smile

В общем, русский бюджет уже второй раз слегка обманули с длиной палуб авианосцев. Точнее, с оплатой этой длины. Первоначально их уговорили оплатить создание более длиннопалубных авианосцев, чем поставленные им якобы 150метровые «Константин» и «Георгий». В реальности они уже были поставлены со 165метровыми палубами, но выяснилось это только после подписания контракта и проплаты аванса. С другой стороны, ни проекты, ни технологические карты для всего используемого оборудования никто за бесплатно не делает. Цена была вполне адекватная.

Впрочем, русские оба раза ухитрились заплатить не из собственного кармана, а из кармана Бель Франс! И опять с английской подачи! «Лимонникам» не жалко было денег «лягушатников» для уменьшения количества полноценных авианосцев у «выскочки с Юга», как называли меня в бытность Императором Логрии. Когда выяснилось, что никто не собирается ничего менять, ибо товар уже был поставлен более длинным, англичане не сильно расстроились. Расходы-то не у них! А обиду лягушатников за обман можно будет использовать и позже. Например, когда дойдут руки до «выскочки с Юга». Или придёт время подоить русских по итогам очередной войны…

Когда же в августе 1910г (Р.Х) в Европе началась война, ни о каком строительстве дредноутов для Турции на английских стапелях уже не могло быть и речи. САСШ тоже уже около года как воевали с Логрией. И все их кораблестроительные мощности были заняты или строительством новых или ремонтом утопленных в портах недостроенных старых дредноутов. Турция попробовала позондировать почву в Японии насчёт покупки или строительства у неё дредноутов для себя.

Но у Японии были свои проблемы. Япония с удовольствием избавилась от трофейных русских кораблей за чилийское золото. На вырученные деньги расширяла свои кораблестроительные мощности и артиллерийские заводы. Однако Япония в строительстве своих новейших линейных крейсеров типа «Конго» во многом полагалась на кооперацию с Англией. Головной там и собирались строить. Остальные также должны были получать часть оборудования из Британии. После утопления всех британских дредноутов во время «инцидента при Ла-Плате» эта кооперация свернулась. Британии резко понадобились все её кораблестроительные мощности.

Вдобавок ко всему у японцев были проблемы аналогичные логрийским. Пусть и не так выраженные. Страна просто выплавляла мало металла. И докупала необходимое количество в виде металлолома. С началом Войны спрос на металл во всём мире подрос, и этот источник тоже стал проблемным.

В общем, туркам, как и японцам, так нигде и не удалось пристроить свой заказ на сверхдредноуты. Впрочем, это сэкономило им массу денег. В данный момент у Турции (в кои-то веки) всё было более-менее в порядке с финансами. Ну, на сколько это вообще возможно при турецком типе государства и менталитете, конечно. ( Впрочем, часть сэкономленных на сверхдредноутах денег Турция уже потратила на авиацию. Банковская группа «Севан» знала о наличии у Турции свободных денег. И планировала часть из них положить в свой карман. А поскольку добрая половина её сотрудников была родом с территории Турецкой империи, то они знали, как вести дела с турками. И, с помощью «бакшиша», добились принятия своего видения путей создания турецких бронированных сил. Впрочем, это уже совсем другая история…

Кстати, Россия, не потратившая деньги на создание на Чёрном море мест для строительства дополнительных дредноутов, также имела некоторые относительно свободные средства. Хотя они уже и были потрачены на сухопутные войска, ликвидацию недостатка мобилизационных запасов оружия и боеприпасов.

ВК Сандро ходил гоголем. Это с его подачи были похерены планы по строительству на Чёрном море кораблестроительных мощностей и четвёрки дополнительных дредноутов. А теперь, с учётом снижения турецкой угрозы, мудрость этого решения стала очевидной. К тому же часть этих денег Сандро уже перетянул на авианосцы, эсминцы и на создание воздушного флота. Ну и карман себя, любимого, не забыл. smile

продолжение написано и, возможно, будет когда-нибудь опубликовано…

………..