РАССУЖДЕНИЕ ВОЕННОГО ДИЛЕТАНТА О ЛАКОНИЧНОСТИ И ОТСУТСТВИИ ОНОЙ

В античной Греции мнение о спартанцах варьировалось от безудержного восхищения до презрительной ненависти: их восхваляли как героев и над ними насмехались, как над примитивным обществом с неразвитой (по обще-греческим меркам) культурой и наукой.

Но то, что спартанцы умели высказываться предельно коротко, но очень содержательно («лаконично») — признавали в качестве достоинства практически все. И, кстати, лаконичность в высказываниях закономерно стала одним из достоинств хороших военных.

С этой точки зрения давайте попробуем оценить высказывание одного из главных отечественных стратегов современности: начальника Главного Оперативного Управления ГШ ВС РФ генерала Рудского (в недрах данного подразделения, собственно, и происходит любое военное планирование):

Минобороны России назвало главной задачей полное освобождение Донбасса

(https://www.rbc.ru/politics/25/03/2022/623dbdcc9a79476daf5857fa)Цитирую полностью:

«Возможность штурма заблокированных на Украине городов не исключена, но главная цель российских военных — это полное освобождение Донбасса.
Россия изначально не планировала штурм этих городов, чтобы «не допустить разрушений и минимизировать потери среди личного состава и мирного населения».
«И хотя такую возможность мы не исключаем, однако по мере выполнения отдельными группировками поставленных задач, а они решаются успешно, наши силы и средства будут концентрироваться на главном — полном освобождении Донбасса».

Россия рассматривала два варианта ведения спецоперации: в границах Донецкой и Луганской народных республик, закрепленных в их конституциях, или на всей территории Украины. Однако в первом случае украинские власти постоянно бы подпитывали свою военную группировку, задействованную в так называемой операции объединенных сил.
Поэтому был выбран второй вариант, предусматривающий действия на всей территории Украины с выполнением мероприятий по ее демилитаризации и денацификации».

Ход операции подтвердил, что решение было правильным. «Спецоперация проводится Генеральным штабом в строгом соответствии с утвержденным планом».

А теперь анализ:

1. Штурма городов не планировали изначально.

— Согласен. Планировали просто занимать. Харьков, Чернигов, Киев. Далее по списку. С «занятием» как-то не получилось, но штурмовать и впрямь не планировали. И соответствующих сил для этого не собрали. А потому и не штурмуют, но такую возможность в будущем не исключают. Если силы найдутся.

2. Главная цель — освобождение Донбасса.

— Ранее политическим руководством страны публично и официально заявлялось, что главной целью специальной операции является «денацификация и демилитаризация украины». Но поскольку я полностью исключаю возможность того, что кто-то из уважаемых спикеров (президент или начальник ГОУ ГШ) мягко лукавит — остается сделать вывод, что цели операции у политического руководства государства и у руководства ВС РФ были изначально разные. Что вызывает недоумение, как факт, в истории конечно имевший место, но очень нечастый и редко приводивший к благополучному (для государства) результату. Либо до военных во-время/в полном объеме не довели реальную задачу, что также не раз бывало (в истории) чревато негативными последствиями.

3. Денацификация и демилитаризация на всей территории украины все-таки предусматривались — но только как действия, нацеленные на недопущение подпитки силами и средствами донецкой группировки ВСУ.

——

— А вот здесь я решительно не способен понять всю глубину стратегии начальника ГОУ. Наверное потому, что не заканчивал даже военного училища, не говоря уже об Академии Генерального Штаба. Я наивно предполагал, что лучшим способом «недопущения подпитки» противника является его полное окружение, на что всегда во всех военных кампаниях стремились нацелить силы и средства полководцы прошлого — от Ганнибала до Жукова и Рокоссовского включительно. Между тем, ход боевых действий за месяц «специальной операции» не дает ни малейшего повода предполагать, что главные силы были изначально направлены на окружение донецкой группировки. Возможно, такая задача (в качестве второстепенной) и ставилась — но силы на нее были выделены «по остаточному принципу». А остальные ресурсы созданной войсковой группировки были «размазаны» по фронту в 3 тысячи километров на расходящихся стратегических направлениях, со значительной их концентрацией в районе Припятских болот на правобережье Днепра, откуда (по всей видимости), легче всего не допустить «подпитку» вышеуказанной группировки врага.

4. Ход операции показал, что все принятые решения были правильными.

— А вот тут вообще не понял (тоже, видимо, «академического образования» не хватает). Донецкая группировка, без уничтожения которой невозможно решение главной (по версии ГОУ ГШ) задачи — полного освобождения Донбасса, — по сей день не разгромлена, не окружена, ожесточенно сопротивляется и вполне себе «подпитывается» по неперерезанным коммуникациями с остальной территории украины.
Хотя… откуда мне знать: на какие сроки спланировали операцию специалисты ГОУ? Может, у них (по-графику) решение «главной задачи» планируется к концу текущего года… или еще позже. Тогда — все в порядке, времени в запасе — море и можно даже продвигаться существенно медленнее.

Но вот на какой вопрос я вообще не нашел ответа в словах Главного Оперативника МО — так это — «а что дальше-то делать — после решения главной задачи? Или предполагается, что после того, как «последний процент территории» ЛДНР будет освобожден — противник благополучно сложит оружие и российские войска победоносно отправятся в места постоянной дислокации? И если «да» — то «украинские коллеги и партнеры» в курсе?

Подводя общий итог, я вынужден констатировать, что понятию «лаконичность» речь генерала Рудского, к сожалению, не соответствует. То есть — она короткая, но совершенно невразумительная для слушателя, не обладающего академическим военным образованием (а именно для такого слушателя брифинг и предназначался, если я ничего не путаю).
Может, лучше поручить дальнейшие мероприятия такого рода искушенному в пропаганде Соловьёву? Пусть он и не будет столь лаконичен, но хотя-бы более убедителен и не столь явно алогичен…

рутской

 

В течение дня существенных изменений на фронте не произошло.

Продолжались бои в районе Изюма и южнее города, обозначающие угрозу северной коммуникации донецкой группировки противника. Обстрелам полевой артиллерии и ударам авиации подвергались позиции ВСУ в районах Славянска и Барвенково. Однако к самой трассе Славянск-Барвенково российские войска еще не подошли на расстояние, позволяющее говорить о том, что трасса будет вот-вот перерезана. (Напоминаю, что у ВСУ есть еще две коммуникационные линии, связывающие группировку с Днепром (Екатеринославом) и Запорожьем).

Шли бои также в районах Авдеевки и Марьинки, однако — судя по сообщениям с мест — ожесточенных лобовых атак сегодня не проводилось.

В Мариуполе продолжалось медленное прогрызание обороны противника. О продвижении в направлении Курахово — сообщений не получено.

По другим регионам:
На правобережье Днепра российские войска наконец установили формальный контроль за городом Славутич, ранее оставленном незанятым в тылу при продвижении к предместьям Киева.

В Сумской области российские войска поставили под полный контроль город Тростянец (также «пройденный мимо» при марше к Киеву с востока).
По всей видимости — основное внимание сейчас направлено не на дальнейшее продвижение вперед, а на закрепление формально пройденной территории, в течение месяца фактически остававшейся либо «ничейной», либо под контролем подчиненных Киеву гражданских властей.

Информации по другим регионам либо не имею ,либо не считаю возможным ее публично озвучивать. В целом ситуация остается без существенных изменений. ВС РФ пока исчерпали наступательные возможности, а у ВСУ нет сил продолжать контратаки, существенных результатов в предыдущие дни (кроме взаимных чувствительных потерь) не принёсшие.

По моему мнению, для того, чтобы рассчитывать на победу в текущей войне, необходимо как можно скорее предпринять следующие политические и военно-политические действия:

1. Окончательно и безповоротно отказаться от признания легитимности действующих киевских властей и способствовать скорейшему созданию на освобожденной территории властей новых. Предпочтительно — властей Новороссии (на территории Херсонской области) и Малороссии («украины») — где-либо на Слобожанщине или в одном из освобожденных городов Киевской области. Начать с ними дипломатическое общение и заключить серию договоров о дружбе, взаимопомощи и (главное) их вхождении в состав будущего Союзного государства России, ДНР, ЛНР, Новороссии и Малороссии («украины», если уж от этого термина в Кремле никак не могут отказаться). Возможен вариант создания не единых Новороссии и «украины», а народных республик в рамках ранее существовавших областей. Здесь важна не форма, а декларация принципа полного переформатирования бывшей «украины» и создание законной альтернативы киевским нацистам.

2. Начать формирование добровольческих вооруженных сил и полицейских формирований из местных сторонников России и противников действующего режима. Естественно — с подчинением их российскому военному командованию, но с предоставлением некоторой степени автономности (что позволит гораздо шире задействовать людские ресурсы, сняв многие ограничения, неизбежные в рекрутировании в российскую регулярную армию).

3. Перестать церемониться с представителями киевской власти (хотя-бы наиболее одиозными и непримиримыми), сделав их законными объектами для воздействия всеми видами оружия.

4. Понять, наконец, что эту войну можно только ПОЛНОСТЬЮ ВЫИГРАТЬ или ПОЛНОСТЬЮ ПРОИГРАТЬ. И срочно готовить войска (резервы) в достаточных количествах для ее выигрыша. Что не сделать без серии частичных мобилизаций в самой Российской Федерации. А также переведения экономики на военные рельсы (в рамках разумного).

20 лет «благополучного прожирания ресурсной ренты» — закончились навсегда. Впереди нас ждет нелегкий период внешней блокады и серии войн. Чтобы не провалиться в ад смуты — надо действовать быстро и решительно, не теша себя иллюзиями, что «скоро снова заживем как при дедушке с тем-же дедушкой». «Дедушка» от нас и так никуда не денется — это понятно и неизбежно (что вовсе нельзя сказать о значительной части его окружения), а вот «жить как раньше» — мы не будем точно. Главная задача — просто «остаться жить». А сохранить жизнь (как государству, так и огромному количеству его граждан) можно только побеждая.

Когда-то (уже довольно давно — лет 6-7 назад) я не раз писал о том, что президент «сидит на двух стульях, постепенно разъезжающихся в стороны под его задницей». Под «стульями» понимались:
— «государственно-патриотическая идеология» (представленная военным и гражданским чиновничеством всех разновидностей);
— «либерально-олигархическая» экономическая модель.
Также Ваш покорный слуга предупреждал, что таковое «сидение» — относительно комфортное до «крымских событий» — оставаться стабильным более не может. И президенту придется выбирать: «на какой стул окончательно пересесть». Или провалиться «между».

И, вот, — выбор наконец (с ОГРОМНЫМ опозданием, но все-таки) сделан. Отборные и казалось-бы «абсолютно вечные» кадры олигархов побежали за границу вместе с частью своей наиболее одиозной обслуги. Немыслимая вещь! — «Эхо Москвы» закрыто! Того гляди — и на «Ельцин-центр» втихую повесят амбарный замок…

Не смотря на все «ёрзания» (Путин не был-бы самим-собой, если-бы шел куда-то по прямой, а не с постоянными «вихляниями» и попытками «свернуть в сторону или вообще обратно») — «стул выбран».

А вот теперь — начинается самое интересное: наблюдать за тем, насколько прочно это изначально хилое и очень сильно поточенное червями сооружение, собранное из престарелых «партийно-комсомольских» кадров и безсовестных вороватых (и еще более бездарных) карьеристов позднейших формаций. Не говоря у же о том, что немалая часть деталей «перетекла» из соседнего (ныне отвергнутого едва-ли не полностью) «стула». И всё это — под знаменами «возрождения России» и «государственного патриотизма».

Способно-ли оно — без радикальной замены большинства деталей — выдержать испытание войной? Вопрос чисто риторический…
Или «детали» (начиная от самых «пафосно-важных» и заканчивая «мелкими винтиками») будут постепенно (но быстро — времени нет) заменяться, или…