Не скоро совершается суд над худыми делами;

и от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

Экклезиаст, какой-то. 

Мы остановились на том, что «все умерли». Все, причастные к первой части нашего /рассказика/ о противостоянии Москва – Тверь. Но… умерли не все(!) Простим автору (т. е. мене, мой) литературно-помпезный оборот, и посмотрим, кто же остался и что будет дальше.

От Твери: ещё (и не один) сын, «по наветам убиенного», Михаила Ярославовича; это Александр Михайлович, младший брат, також, умерщвлённого в Орде, Дмитрия «Грозные очи». Ещё братья были, Константин и Василий (как можно догадаться), Михайловичи.

От Москвы: младшенький братишка нашего, убиенного в первой части «героя», Юрия, Иван Данилович, по прозвищу Калита. И теперь именно он будет нашим главный «героем». Подробней о нём, в /своё время/. Сейчас же, /вернёмся/ в Орду, в 1326 год.

Хан Узбек, оказывается, не был ни хорошим воином, ни, сколько ни будь, «дальновидным» правителем. С одной стороны, за ним стояли те, в чьих интересах и происходило нещадное «обесельменивание» всего и всяк, а с другой, собственные Эмиры, которые, как это обычно и бывает, думали только о личном статусе в сложившийся иерархии и о собственном богатстве. А от куда, с кого можно «отобрать» это самое, «недостающее» и желанное богатство? Своих, не слишком то и «денежных» соплеменников, при исламизации, уже обобрали, а время «великих, завоевательных» походов, тех самых, Чингисхана и его настоящих наследников, уже далеко в прошлом. На восток? На юг? Так по голове можно, серьёзно так, отхватить. На Запад? К Венграм и Валахам? Так это уже слишком далеко для «наших откормленных задов». Остаётся только «Улус Урусов». Более и менее нормальный выход был, когда этим занимались представители Твери. По «наущению Эмиров, коих «представлял» некий Чолхан (тюркские, и не только, имена у нас всегда переиначивались для нашего уха, поэтому – Щелкан), кстати, двоюродный брат Узбека, в Орду, в 1326 году, был вызван следующий по старшинству, после умерщвления Дмитрия «Грозные очи», сын Михаила, Александр Михайлович. Именно он и становится «ответственным» за сбор Русского серебра для «высокого уровня жизни» этих самых Эмиров. А не, как этого следовало ожидать, брат Юрия, Иван. Противостояние между городами- претендентами продолжается.

Но и этого, Щелкану, оказалось недостаточно (видать, больше других надо было). Имея уже «опыт» того, как долго Выход может добираться до «пункта назначения» (вспоминаем проделки Юрия Московского), он, для личного контроля, под видом «Великого посольства», взяв с собой тысячу отменно вооружённых «советников», в 1327 году прибывает, как я уже говорил, с «посольством», в Тверь. Это и есть наша вторая реперная точка повествования, на этот раз, полностью отвечающая заявленной, изначально, теме.

Вели они, «послы», себя в Твери хуже иных завоевателей в своих «колониях». Щелкан, например, «поселил ся» в княжеском срубе, выгнав оттуда Александра, собирать дань, после чего: «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Они просто стали беспардонно так, по «праву сильного», грабить горожан, когда и с «разбоем», «потрошили» купцов, потом, обнаглев, даже в церкви врывались и обдирали обклады икон! А народ… всё терпел, зубы от ненависти сжимал, но терпел. Как эти события передаёт всезнающая Википедия: «Пошёл даже слух, будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татарина из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей «резиденции», княжеском доме — и был сожжён заживо; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов».

В других источниках, началом восстания послужила не отнятая кобыла, а «всего лишь» отнятый осёл (что, по тогдашним «понятием» Русской Правды, имело, несколько меньшую продажу, или урок за обиду), и вопль несчастного Дудки: «Ратуйте, православныя!».

 Это же «casus belli»! Хоть татарва уже и «обесельменилась» к этому моменту, но одну из самых главных (а их всего 64 и «главные» все) ясу Чингисхана: «за убийство послов – смерть!», ещё не забыли! В Орде приступили к срочному сбору ОМОНа для карательного похода на «обречённый город». И… вот те раз! Тут как тут, нарисовался Иван Московский, Калита, который. Да не просто «нарисовался», а со всех ног бросился, прихватив с собой всяко ценное барахлишко, предлагать свои услуги! Щедрые подарки и обещания «присовокупить» к воинам Великого Хана не только своих ратников, но и силы Александра Васильевича Суздальского! «В таком ответственном деле лишних сабель не бывает!»

Всё тот же 1327 год. «Тьма басурманская обрушилась на, ненавистный князьями московскими, город Тверь». В Википедии, вообще, аж про пять (!) Темников говориться, а каждый Темник, это аж по 10 000 воинов! Ну явная ерунда. Но, не ерунда то, что руководил этим избиением, Иван Московский, тот самый, Калита! Разгром Твери был полнейший! Не просто сам город, а всю землю тверскую «опустошили до зела»! И особливо свирепствовали Московиты! Тверь, после этого ужасного удара, так больше никогда, окончательно и не восстановится! И с претензиями Твери на будущий центр Руси, с помощью Ордынских сабель и внутреннего, своего родного, вероломства, было покончено! Москвой! Здесь вот на что хочется обратить внимание. Для татарина одно дело воина в бою заубиенить, и, совсем другое, резать кур, несущих золотые серебренные монеты для Выхода. ЛуДше, хотя бы, ясыром взять, а не резать всех, подчистую. Но у Московитов, по этому поводу, совсем другой «резон» был!

разгром твери

 «Что было – уже есть, и чему быть – уже было» (всё тот же Экклезиаст, какой-то). Конечно, в истории такой случай уже и не первый, и не единственный. На ум сразу приходит крылатое выражение: «Карфаген должен быть разрушен!» В нашем случае хоть до «засыпанием солью» дело не дошло. Но, подумаем, Карфаген и Рим, это всё же, что-то, бесконечно разное… А в нашем случае? Тверь, основанная в 1135 году (первое упоминание), на 12 лет старше Москвы, была уделом того самого, святого, Александра Невского с 1247 по1255 года! Вы же, блин, самые настоящие, без всякой «воды с киселём», родственники! И не в каком-то там, тнадцетом колене! Ну как же так? Деньги и власть? Да, именно, деньги и власть!

Итак: Иван IДанилович, Калита.

Калита

Родился 1 октября 1284 (?), отдал богу душу (если она у него была) 31 марта 1340

Князь Московский 1322 или 1325 – 1340 (Обратите внимание, с 1322 по 1325 он, вообще-то, при живом ещё братце, мог быть только ВрИО)

Великий князь Владимирский 1328 – 1340. (В аккурат, сразу после Тверских «подвигов»)

Иван Данилович, по прозвищу… вот «тута» остановимся поподробнее. 14 век на дворе. Самый, шо не наесть, феодализьм! Князья же воины, Рыцари(!). Ну просто по определению! Грозные, Смелые, Суровые, Мудрые и другие, всякие там, Непобедимые! А тут – Калита! Кошель, т. е. мошна, или денежный мешок! Сплошное стяжательство! Ну сами подумайте, о чём такое прозвище может говорить в 14-то веке?  Ну это же позорное(!) прозвище для своего (и не только) времени! И он его заслужил!

Иван Калита… фигура, в общем-то интереснейшая и не «однозначная»! Ведь это именно он(!) является подлинным создателем Московского «великодержавия». До него, как я уже говорил выше, Москва была [третьесортной крепостишкой в дремучем уголке]. Пока Юрик, братец его старшой, вёл «свою» борьбу за Великокняжеский престол, всеми делами в Москве, в его отсутствие, ведал Иван, младшенький. Именно с его деятельностью связано, сначала появление посада, а, потом, и его расширение, появление ремёсел в Москве, распашка земель, вокруг города, вырубка лесов и появление всё новых и новых поселений вокруг. А за какие «шиши» сие было возможно? Напомню, братец его, первый (и последний) Выход свой собрал. При жлобстве своём «одолжить в закрома», он, ну просто, не смог. А, далее, всё те же проценты, с «оборота» Дани, из-за которых Юрий жизни своей лишился. А Иван – нет. Вот, откуда денежки-то, для «стартового капитала». Как Карл Маркс наш говорил, денежки завсегда к денежкам то и «липнут», а не к «дырам на штанах». А уж, когда и ярлычок для сбора дани (это уже после Твери то) появился, вот так сразу, как говорится, вааще, попёрло! Но… как!?  Лучше Коржавина и не скажешь!

Был ты видом — довольно противен.
Сердцем — подл… Но — не в этом суть:
Исторически прогрессивен
Оказался твой жизненный путь.

Ты в Орде по-пластунски лазил.
И лизал — из последних сил.
Покорял ты Тверского князя,
Чтобы Хан тебя отличил.

Подавлял повсюду восстанья…
Но ты глубже был патриот.
И побором сверх сбора дани
Подготавливал ты восход.

«Побором сверх сбора дани» …  Да! Сильно! Но это правда! Он не делал таких глупостей, как его старший брат, например. Но он всё же доил Татарский выход в свою пользу, но делал это… за счёт своих же соплеменников! Да, он мошенничал, он утаивал, он крал… Ханское серебро.  Он был коррупционер! Самый настоящий. Он был рэкетир. Для своих. Самый безжалостный. За ним то, были Татарские сабли! И все хорошооо помнили Тверь!

«Скупка земель». Это и есть наша третья реперная точка.Вернее, даже не «точка» на карте истории, а целая клякса! Как же это происходило, в то время? Да так же, как сегодня, например, происходят «Рейдерские захваты»!

Попалась мне, случайно, /история/ разорения, одного «древнего» и богатого Рода Боярского, что не одно уже поколение в Радонеже «за главного сидел». (Именно эта история и стала причиной для этой статейки). Радонеж, пригород «бывалого» Ростова, городок, в котором в 1314году (уже, т. е.) родился тот самый Сергий Радонежский! Пришли к «нашему» боярину, звали которого, Варфоломеем, московские сборщики Татарского выхода, и, методом «побора, сверх сбора дани» выгребли всё, что смогли. А на следующий год… всёёё, закрома Варфоломея пустые уже. «Ты же, мироед, выгреб уже всё!», «А кого сие волнует? Хан ждать не будет. Пиши заёмное письмо, и я за тебя, так уж и быть, заплачу Хану. А нет, к тебе, в следующий раз, не я приду, а весь ханский ОМОН пожалует!». И написал Варфоломей, что требовали. И заплатили «за него». Его же деньгами заплатил! Его же и должником, при этом, сделав! И под драконовские проценты, да с «включением счётчика»! И не стало больше старого боярского рода. Кто его разорил? Татарва? Нет! Иван Калита его разорил!

Уверен, что и с другими, со всякими, по тому же сценарию дело было. И всё ради… ярлыка на княжение! Татарского ярлыка, право на власть на «оных землях». Вот что Калита отбирал!

ярлык

 То самое, право на власть! Ярлык татарский.

 И земли такие становились «куплями» Ивана Калиты. И их было много, таких «приобретений».  Нет, они, в большинстве своём, не «включались» сразу же в Московские владения. Отходила только «право на власть», к Московитам, образовывая таким образом, неких, покорённых «вассалов». И вот, что надо особо отметить, «создание» таких вассалов, всегда сопровождалось предварительным разорением этих земель! Всегда!

Земли Москвы после Калиты

   Карта тех самых вассалов

 И люд с таких разоренных и «бедных» земель, конечно, кто мог это сделать, бежал! Куда? Да туда, где «сытно» и не убьют, может быть. В Московию бежал (прямо, как, совсем ещё недавно, бежали и в «жирную» Америку). Тем самым, превращая Московию эту в настоящий центр будущей Руси!

А Иван «свой люд» московитовский, и тех, кто в округе еяго селился, «любил», холил да лелеял, давая им все возможности роста и развития, лишь бы полезным делом для Москвы занимались. Вот он, идёт, со свой, набитой серебром, мошной, милостыню раздаёт всем. И народец, ставший уже московским (из «понаехавших»), любит еяго, до самозабытиЯ!

Еяго! Раболепного слугу самого хана Узбека, «лижущего подошвы его сапог»! Вот, кто, оказывается, стоял в основании этой самой «Великороссии»! Упырь Иван, а за ним, Хан Узбек, Паладин ислама, и, его, татарские сабли!

«Да! Азиаты Вы! С раскосыми и жадными очами!»

Дальше у нас перенос резиденции митрополита из Владимира в Москву. Ну здесь вааще всё просто. Начиная ещё с 1322 года, когда за «главного» в Москве Ивашка был, митрополит Пётр всё больше и дольше в этой самой Москве гостил, дольше, чем у себя во Владимире жил. Банька здесь более знатная была, да с веничками заморскими, да с Текилой отменной, куда там, ключнице Владимирской, да… (СТОП, а то нахфантазируем, тута ыщо). Даже Кирил-Гундяев обзавидовался бы! А как в 1325 Иван Калита новую-то баньку поставил, да с бассейном и подогревом, так и вся «кафедра» переехала. И для Петра, ну, чтобы всё, как положено было, Иван Калита, заложил 4 августа 1326 года в Москве на площади первую церковь, каменную, во имя Успения Пресвятой Богородицы. Когда же, 21 декабря 1326 года митрополит Пётр помер и /заполнил собой весь гроб/(ибо, тучный дядька был), и в 1339 году,  неким Феогностом, был причислен к лику Святых, то стал он, Святой Пётр, именно той реликвией, из-за которой, перенос кафедры ещё куда-либо, стал, просто невозможен!

Далее. «Княжество передавалось единственному наследнику».

После смерти Ивана Калиты, в 1340 году, наследником становится старший сын Ивана, Семён, по прозвищу Гордый. «Свой ярлык на право Москвы» он получил из рук Узбек-хана, и это несмотря на то, что абсолютно все остальные Русские князья были категорически против и настаивали на каком-то «Лествичном Праве», по которому, княжеский стол Московский, должен был достаться князю Суздальскому. Но… мошна, как и всегда, победила! (незачем руку, так старательно отсчитывающую хану серебро, менять!) После же смерти самого Хана Узбека в 1341 году, власть в Золотой Орде в 1342 году захватил Джанибек, убив, при этом, своего старшего брата Тинибека. И Джанибек с Семёном Гордым образовывают, такую же пару настоящих друзей, как когда-то, Александр Невский с Ханом Бату, или Михаил Тверской с Ханом Тохтою.

Далее, после смерти Семёна Гордого, в 1353 году, вроде как от чумы, в следствии того, что к этому времени ни одного из сыновей Семёна не осталось в живых, стол Московский достаётся его младшему брату, Ивану II Ивановичу Красному. Ну а после смерти Ивана Красного в 1359 году, его сыну, тому самому Дмитрию Ивановичу Донскому.

Для полноты картинки, надо бы вспомнить, что же случилось с Александром Михайловичем, который был «ярлыкодержателем» перед Иваном Калитой. После Тверского разгрома он вынужден был бежать. «Схоронился» в Пскове, а братья его, Константин и Василий бегут аж в Ладогу. В 1337 году, Александр, вроде как, померился с Узбек-ханом и получил разрешение вернуться в свою, разорённую Тверь. Но, сколько бы лет не прошло, в 1339 году, стараниями Ивана Калиты его и его сына Фёдора, силой доставили в Орду и умертвили. После чего Иван распорядился снять главный колокол с Тверской церкви св. Спаса и доставить его в Москву. По тем временам это самая крайняя форма унижения, ну уровне глумления.

Москва стала Москвой именно после Ивана Калиты. И именно, как я уже говорил, на Золотоордынских «штыках»! Сначала — мошна! А потому, и самое удобное географическое положение. Сначала – деньги! А потому, и самый удобные торговые пути. И прочия, и прочия, и прочия. Но не наоборот!

Да вот, такая история. Ну что можно сказать? Можно сравнивать и с Европой, и с Азией. И там — и там, в разные времена, своих упырей хватало. Настоящие бандиты, разбойники и «кровавые» преступники, порой, становились руководителями целых государств, а потом, народ их даже прославлял, столетиями.  Но так, чтобы «твой лик» был достоин самого почётного места в «красном углу» самой важной комнаты, самого главного офиса Федеральной Резервной Системы? Тут Иван Калита, в не конкуренции!

Постыдная, в общем-то история, если подходить к истории с точки зрения морали. Но политики, которые слишком много «морализировали» быстро оказывались зарытыми в землю. Политика – дело грязное! «Торговля труппами и скупка нечистот!» Сложно, почти невозможно, отыскать в истории политика, чего-либо добившегося и не измазавшегося при этом. А измазавшихся и ничего «не смогшихся» — полно!

Хотя, нет! Вспомнил одного такого! Махатмтха Ганди. А вот и второй – Фидель Кастро (хотя я, почему-то, как-то, не уверен). А вот и третий… возможно, тот самый Трамп(?): ни одной войны не начал, а ситуацию в мире здорово изменил…

И, только без прямых аналогий(!), считайте мою статейку, как некий факультатив, к статьям про ВВП.

«Всё идёт в одно место: всё прошлое из праха и всё возвратится в прах»

(Экклезиаст, всё тот же)

Всё, можете пинать.

12.11.2021 Из вертепа Карабаса