«Что же это за песня такая, которую бойцы РККА пели на фронте и которую через 13 лет уже никто не помнит?»  Ведь  каждый из вас помнит песни своей юности, причём, и через 30-40 лет. А тут – полное забвение. Да ещё и песни фронтовой. Не странно ли? Давайте разбираться.

Мне бы очень хотелось, чтобы  Никита Михалков прочитал  и ответил «Да» или «Нет».Просто, без  «бесогоновского» размазывания соплей по телеэкрану, без пафоса и без виляния хвостом. Вряд ли я могу на это рассчитывать, но тем не менее….

 

Фильм «5 вечеров» — мой любимый фильм, смотрел его десятки раз и могу смотреть ещё и ещё. Если сказать что этот фильм 1978 года интересный, что в нём высокая драматургия и прочее – это значит не сказать ничего  о произведении  режиссёра Никиты Михалкова. Это Фильм, Фильм с большой буквы. Этот фильм нельзя смотреть с лапшой и котлетой, поп-корном и Пепси-Колой. Вот и я предлагаю читателю посмотреть этот фильм внимательно, подумать  о мотивации каждого киногероя, представить каждого из них в ситуациях, выходящих за рамки повествования.

Если кратко, то сюжет фильма  «5 вечеров», снятого Никитой Михалковым по пьесе Александра Моисеевича Лифшица (Володина) заключается в том, что в 1958 или 1959 году к живущей в Москве со своим племянником женщине по имени Тамара ( Людмила Гурчеко) приезжает её давний знакомый Ильин ( Станислав Любшин). Перед войной Ильин снимал комнату у Тамары, сейчас приехал с Севера. Холодно встретившая его Тамара, тем не менее, разрешает Ильину временно остановиться у него. Перед войной между ними были близкие отношения,  Тамара видела себя супругой Ильина, но тот  в самом начале войны ушёл воевать и с тех пор не подал о себе ни единой весточки. Жизнь Тамары после войны обрела смысл в заботе о племяннике – сыне умершей в войну сестры и  производственных делах. Семейная жизнь её так и не сложилась. Поначалу  вернувшийся Ильин выдаёт себя за главного инженера  химического комбината на Севере,  но  вскоре выясняется, что он обычный  работающий на Севере  шофёр.  Кроме того, от Тимофеева (Александр Адабашьян), институтского товарища Ильина, Тамара узнаёт причину его исключения из института перед войной — сказал преподавателю-подлецу, что тот подлец, а никто из студентов этого сделать тогда не смог.  Не попрощавшись с Тамарой, Ильин собирается возвращаться на Север. В ресторане вокзала, будучи слегка «под шафе», пытается вспомнить песню, которую он и его товарищи пели на фронте, обращается к ужинающим лейтенанту, капитану 2 ранга, студентам.

Пять вечеров

Песню, несколько слов из которой «.. не для меня придёт весна… и песней жаворонок зальётся… и что-то,  кто-то, в роще отзовётся с восторгом чувств не для меня…» не помнит никто!

Когда в 1978 году фильм вышел на советские экраны, эта «фронтовая», времён Великой Отечественной войны,  песня публично не исполнялась нигде и  неискушённый зритель воспринимал этот эпизод, мол, какая-то малоизвестная песня, ну  и что тут такого?

Тем не менее, песня  была известна, но … по ту сторону советско-германского фронта, а именно в казацких коллаборационистских формированиях, воевавших на стороне Третьего Рейха. Возможно и в других, но вряд ли в РККА. Ну, представьте последствия  для красноармейца, который бы её исполнил со словами:

«Не для меня весной родня
В кругу домашнем соберётся,
Христос воскрес! — из уст польётся
В день Пасхи там — не для меня!»

Так значит, исполнение  этой песни, известной ещё со времён  Первой Мировой войны и популярной среди казаков Ильин смутно запомнил не в частях РККА? И как он, принципиальный и честный,  исключённый из института за то, что «подлеца назвал подлецом», мог оказаться  на стороне врага, а потом, получив немалый срок, оказаться «на Севере», но не вольным шофёром, а заключенным в лагере, и выйти на свободу через 13-14 лет после войны?

Для этого давайте посмотрим на личность Ильина, проанализируем  всё, что о нём нам стало известно за  эти 5 вечеров.  Он не относится к той категории большинства людей, которые словно мыши  тихо сидят на комсомольских собраниях, поднимают по команде руки, одобряют очевидные,  свыше направленные глупые распоряжения и команды. Такие как  Ильин люди способны открыто высказать правду в глаза,  а если это не даёт результата — поступают экстремально, эксцентрично, не заботясь о негативных последствиях для себя лично. Они живут своей, только им понятной правдой, а любое покушение на неё могут отреагировать, как никто от них не ожидает. Короче говоря, Ильин – бунтарь, способный в одиночку стать против Системы, авторитетов, навязываемых мнений. А теперь представим как Ильин, попавший в 1941 году на фронт ( и не исключено, что добровольцем, а не по мобилизации) мог реагировать на то, что он там увидел  в то время? Думаю, что без конфликта с командирами у него не обошлось. Тем более, он боксёр. А в боевых условиях такое поведение, как минимум, военный трибунал. А за Ильиным ещё «шлейф» с довоенного времени: исключен из института, исключён из комсомола. Как он избежал наказания «советского правосудия», как оказался на стороне противника можно только догадываться. Но, тем не менее, он  там оказался. Переосмыслил ли свой поступок, раскаялся ли в нём или стал жить  по принципу «будь что будет»? –  тяжело что-то предположить. Когда это случилось и как, после 1941 года, он оказался  среди казаков-коллаборантов либо в разведшколе Абвера вместе с кем-то из них,  сложно сказать. Возможно  его корни на Дону или Кубани или ещё где-то в глубинке?  Ведь он явно не москвич, раз учась в московском институте снимал комнату.

Короче говоря, переход Ильина на сторону врага не остался безнаказанным. Свой срок от 10 до 25 лет он получил. ВМН удалось избежать  по причине введения  в первые годы после войны моратория на смертную казнь. Отбыл ли он срок полностью или вышел по «хрущёским амнистиям» тоже вопрос, не имеющий ответа. Как правило, отбывшим срок по 58 статье УК РСФСР, запрещалось жить в Москве и Ленинграде. А  Ильин и не селился в гостиницах, не «светился», снимал комнату или угол. Крайний раз – у своей довоенной любви Тамары.

Вот такая моя версия  судьбы главного героя кинофильма «5 вечеров» Александра Петровича Ильина, немного скрытая и хорошо облагороженная  Никитой Сергеевичем Михалковым. А почему известный советский режиссёр, сын автора советского и российского гимнов в своём фильме дал намёк на истинную судьбу главного киногероя песней «Не для меня» ответ имеется. Родной дядя Никиты,  Михаил Владимирович Михалков в годы войны попал в плен, а после носил в петлицах руны SS. Крайне запутанная история. Мутная. Реабилитирован при жизни в 1956 году.

Впрочем, это уже не о самом фильме.

Полностью: «Пять вечеров», 1978, Мосфильм https://www.youtube.com/watch?v=VG0Rf4NL8I0&list=PLO7FUJHSsKrAQ1JTlpYW2al1LxnOl409b&index=7

Фрагмент из фильма «Пять вечеров»: Ильин в ресторане железнодорожного вокзала. https://www.youtube.com/watch?v=_BDoZAV0laE

Песня «Не для меня» https://www.youtube.com/watch?v=5d1HWklOlN8

Статья на сайте ФСБ (2003) о М.В. Михалкове « Сквозь лабиринты смертельного риска» http://www.fsb.ru/fsb/history/author/single.htm%21id%3D10318099%40fsbPublication.html

Ещё о Михаиле Михалкове https://csruso.ru/nashi-universitety/istorija/tolko-fakty-kak-mladshij-brat-sergeja-mihalkova-mihail-sluzhil-u-fashistov/

И ешё о Михаиле Михалкове: https://csruso.ru/nashi-universitety/istorija/tolko-fakty-kak-mladshij-brat-sergeja-mihalkova-mihail-sluzhil-u-fashistov/

https://news.myseldon.com/ru/news/index/217744447

Версия  клана Михалковых о Михаиле Михалкове и он сам о своих похождениях: http://militera.lib.ru/memo/russian/mihalkovy_sv_mv/02.html

Сергей Кувалда,  для «Трымавы»