Продажи Украиной Китаю продукции военного назначения начались сразу после обретения незалежности и не прекращаются по сей день. «Вишенкой на торте» или, правильнее сказать, финальным аккордом украинско-китайского сотрудничества, должна быть продажа китайцам контрольного пакета запорожского «Мотор Сич». Больше Китай на Украине не интересует ни что. Все, что представляло интерес, уже скуплено, а принципиально нового украинский Укроборонпром производить уже не в состоянии. История с Мотор СИЧ получила большое освещение в мировых СМИ, и повторять описание перепетий этой сделки, которая, по всей видимости, завершится 3,5 миллиардным иском Китай к Украине, не имеет смысла. Хотя ретроспектива сотрудничества погибающего Запорожского предприятия с Китаем весьма любопытна.

Обретение независимости открыло для Украины небывалое окно возможностей в плане экспорта вооружений. Располагая высокотехнологичными предприятиями, построенными на Украине во времена СССР, прежде всего в авиастроении и судостроении, Украина превратилась в одну из ведущих стран, ведущих торговлю оружием на мировом рынке.

Китай в поставках  военных технологий и вооружений из Украины и по объемам, и по значимости занимал особое место. Пекин импортировал не только запасы оставшегося на складах Украины вооружения бывшей советской армии, а и высокотехнологичную продукцию украинской военной промышленности: прежде всего реактивные двигатели для самолетов и корабельные турбины, а также, до поры до времени, самолеты и корабли.  По информации Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ)  — шведского аналитического центра, занимающегося в том числе вопросами контроля над вооружениями, в  2012‒2016 годов на Китай приходилось 28% украинского оружейного экспорта.

1. Сотрудничество в авиации

Первый масштабный заказ вооружений Китай произвел на Украине в 1991 году, закупив 250 ракет средней дальности класса «воздух — воздух» Р-27 двух модификаций: Р1 и ЕР. Заказ был размещен на киевском предприятии «Артем». Поставки происходили в 1992 — 1994 годах.
Качество продукции китайцев устроило, и в следующем, 1995 году, для вооружения истребителей Су-27СК и Су-30МКК, находящихся на вооружении ВВС НОАК,  был размещен заказ уже на 2000 ракет Р-27, причем в этот раз были куплены более современные — ЕР и ЕТ. Поставки ракет шли включительно до 2009 года.

р-27

Параллельно началось сотрудничество Китая с «Мотор Сич».  В 1997 году Китай впервые заказал на «Мотор Сич» партию из 58 реактивных двигателей АИ-58. Их ставили на реактивные учебно-боевые машины JL-8. Контракт был реализован к 2004 году, после чего сразу же поступил следующий — уже на 42 двигателя АИ-25 (поставки завершились к 2009 году).

А в 2012 году запорожское предприятие заключило с китайцами контракт на 238 турбореактивных двигателей АИ-222, который был реализован в 2013 — 2019 годах. Однако самый большой контракт, уже, по всей видимости, сорванный, готовился к подписанию в начале уже 2021 года. Китай намеревался заказать на «Мотор-Сич» еще 400 подобных двигателей. Но,  оговоримся,  все что сейчас происходит в четырехугольнике «Пекин — Киев — Мотор Сич — Вашингтон», напоминает черный ящик, и к любой исходящей оттуда информации стоит относиться с осторожностью.  Непреложен только тот факт,  что при грамотном и ответственном подходе «Мотор Сич» мог еще десятилетия быть «курицей, несущей золотые яйца»  для украинской экономики.

авиадвигатель аи-222

авиадвигатель аи-222

Украина помогла Китаю скопировать истребители Су-27.  Украинские авиаремонтные заводы, обладавшие лицензией на ремонт самолетов этого типа, продали китайцам техническую документацию и образцы агрегатов истребителя, а также организовали обучение китайских специалистов. Также Украина продала Пекину опытный самолет Т10К, прототип Су-33 , на основе которого был создан  китайский палубный истребитель Shenyang J-15, и технологии палубного учебно-тренировочного самолета Су-25УТГ.

Shenyang J-15

АНТК «Антонов», в свою очередь, помог Китаю в создании военно-транспортного самолета Y-20 с максимальной грузоподъемностью 66 тонн и максимальной взлетной массой 220 тонн. Не без участия украинских специалистов китайцы наладили производство собственных версий самолетов «Ан»: Y-5 (Ан-2), Y-7 (Ан-24) и Y-8 (Ан-12).

Y-20

Y-20

В 2012 году Китаем были куплены у Украины за $45 млн три военно-транспортных самолета Ил-76М .

Таким образом, не задумываясь о последствиях, Украина продала Китаю все, о чем он просил.  Понятно, что большинство этих продаж носили разовый характер.  Получив за весьма небольшие деньги нужные технологии,  Китай оказался в числе выгодоприобретателей от развала Советской Армии и оборонки, и смог существенно нарастить мощь своей авиации, а Украина получила только разовые инъекции, которые  обычно кроме последующих разочарований ничего не приносят.

Похожим образом складывалось сотрудничество и в области ракетных технологий.

Китайский жидкостно-реактивный двигатель YF-100 для ракеты-носителя «Великий поход-5» был создан на базе двигателя РД-120 с тягой 190 тонн разработки КБ «Южное». Китаю были проданы и все оставшиеся после распада СССР на территории Украины стратегические крылатые ракеты воздушного базирования Х-55.

Великий поход-5

Великий поход-5

2.Военно-морское сотрудничество

Самая знаменитая покупка Пекина у Украины — покупка в 1998 году недостроенного авианосного крейсера «Варяг» (По украинским данным за 20 млн.$,  по словам Си Цзинпиня — 120 млн$). Он строился в Николаеве для ВМФ СССР, однако в 1992 году финансирование по понятным причинам было остановлено. Покупка была оформлена по цене металлолома якобы как развлекательный центр. Но, как только «Варяг» оказался на территории КНР, сразу же началась его достройка как авианосца, который в 2012 году вступил в боевой состав ВМФ Китая под именем«Ляонин»,  став первым китайским авианосцем.

Авианосец Ляонин

Авианосец Ляонин

В тени сделки с «Варягом» осталось остальное военно-морское сотрудничество Китая и Украины. А его масштаб не уступал сотрудничеству в области авиации, если не превосходил.

Еще в 1992 году китайцы заказали строительство танкера класса «Командарм Федько», который был  построен в Херсоне как гражданский и перегнан в Далянь (бывший Дальний), где дооборудован уже как военный корабль снабжения под литерой «Тип-098″, вступил в состав китайских ВМФ в 1996 году и плавает по сей день. На основе «Тип-098″ китайцы cами построили аналогичное судно для нужд ВМС Таиланда, освоив новые для себя технологии.

В 2009 году Китай приобрел 4 малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» за 315 млн$. Первый корабль был спущен на судостроительном заводе «Море» в Феодосии (АРК) в 2011-м, а второй — в 2012 году. Два последних по условиям контракта строились в Китае с привлечением украинских специалистов в 2013-2017 гг.

Малый десантный корабль проекта Зубр

Малый десантный корабль проекта Зубр

Помимо кораблей, Китай активно заказывал на Украине и оборудование.

В 1992 году Китай впервые заказал четыре корабельных газотурбинных двигателя ДТ-59, которые предназначались для эсминцев Тип-052 «Лучжоу» и Тип-051В «Лухай», а в 1998 году заказал еще 12 корабельных турбин ДТ-59, на этот раз для эсминцев Тип-052B, Тип-052С и Тип-051С. Все корабли вошли в состав китайского флота в 2004 — 2007 годах.

А в 2008 году Китай заказал самую крупную на сегодня партию турбин ДТ-59 — 42 единицы для эсминцев проекта Тип-052С и Тип-052D, одновременно купив лицензию но производство аналогов  под названием QC-280.

Последняя партия корабельных двигателей ДТ-59 для Китая была заказана в 2014 году. Они предназначались для новейших эсминцев Тип-055, первый из которых был спущен на воду год назад, в январе 2020 года.

Подводя итог, можно сказать, что Украина за весьма скромные деньги помогла существенно укрепить ВВС и ВМС Китая, который заодно получил и новые технологии в авиа и судостроении, которые помогли Китаю значительно сократить технологическое отставание от США и России в области вооружений. Дальнейшее военно-техническое сотрудничество Украины с Китаем под очень большим вопросом. Все, что хотели, китайцы у Украины уже купили, а после истории с «Мотор Сич»  желание иметь дело с хитромудрыми украинцами у их китайских друзей у них вряд ли появится.