Сон разума рождает чудовищ

Радо Явор «Лето в Украине» (для тех, кто не в теме — на картине изображен центр города Донецка, проспект Ильича; изуродованный памятник на картине — памятник Ленину)

Произошедшие в Украине невероятные события не могли не отразиться в искусстве. Все эти «революции Гидности», «небесные сотни укурков», факельные шествия, вылезших из схронов нелюдей и вурдалаков, героические зомби-киборги из донецкого аэропорта и тому подобные хтонические химеры прорвались в реальную жизнь фонтанирующими сюжетами в шумерском киноматографе, литературе, поэзии и живописи. Батальоны аматоров, мытцив, майстрив и штукарей ринулись воплощать в шедевры уникальную, самобытную и неповторимую Украину. Из глубин шумерского подсознания под воздействием чифиря, алкоголя, спайсов и других, пока ещё не легализованных, препаратов, без оглядки на рациональную эстетику стали появляться фантасмагорические формы освобождённого желания, совмещающие фейки с явью, прославляющие духовное возвышение и отделение духа от материального. Эти грёзы становились не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления.

Живопись и графика — это доступный для всех и всем понятный всеобщий язык. Cюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения…

Радо Явор «Зима в Украине». 8 января 2015 г. Радо Явор опубликовал в своем фейсбуке картину, на которой изображены защитники Донецкого аэропорта. «Киборги» сидят в полуразрушенном здании возле маленькой елочки, над их головами кружатся хлопья снега. «Поздравляю с Рождеством всех людей в Украине, особенно тех, кто на востоке в аэропорту Донецка. Я не могу себе представить, как это должно быть тяжело, сидеть на холоде и ожидать врага,»- так Радо подписал свое произведение.

Забористым примером шумерского сюрреализма, как мне кажется, можно считать фильм режиссёра Ахтема Сеитаблаева «Киборги» или пафосно-героический документальный фильм «Рейд. Сила непокоренных». Некоторые моменты из этих фильмов могли бы соперничать с самым эпическим шумерским блокбастером «Тот, кто прошел сквозь огонь»…

Все эти художественные изыскания находили также отклик в сердцах близких к древнейшей шумерской нации, у братьев словаков, поляков, литвин  и даже англичан. К теме войны на Донбассе обращались словак Радо Явор, гражданка Литвы Беата Куркуль, поляк Якуб Розальский и шотландец Ричард Джонсон.

Беата Куркуль

Осенью 2015 г. народ в соцсетях активно обсуждал картины словацкого художника Радо Явора. Больше всего комментариев вызвала картина, которую автор назвал «Подсолнухи», на которой якобы изображен героический танковый таран.

На создание картины «Подсолнухи» словацкого художника Радо Явора вдохновила реальная сцена танкового тарана молодого украинского командира танка Артёма Абрамовича. «Это реальные события на востоке Украины прошлым летом. ВСУ любой ценой пытаются остановить наступление русских наемников. Молодой командир украинского танка намеренно врезается в российский Т-72, чтобы спасти отступающих солдат. Оба танка были уничтожены, но при этом молодой танкист погиб. Позже он был награжден орденом Героя Украины. Я пытался точно передать место и время подвига на этой картине»,— заявил художник.

Вечная слава Героям!

Радо Явор «Подсолнухи»

Справедливости ради, многие украинские источники, касательно этого эпизода войны на Донбассе, сдержанно отмечают, что обстоятельства гибели старшего лейтенанта Артёма Абрамовича до конца не выяснены…

Чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего. Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. В настоящее время фразу «Сон разума рождает чудовищ» используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий…

Недавно наткнулся на ещё одного яркого представителя грезящих наяву эпическими феериями — заслуженный художник Украины Александр Дорошенко. Его личное идейное противостояние с российским агрессором началось ещё на майдане. Он - человек с ограниченными возможностями, который провел в инвалидной коляске больше сорока лет, был на майдане с первого и до последнего дня. Александр чем мог помогал майдановцам, постоянно фиксируя в памяти и на фото людей и события. Отсюда же мытець провожал на фронт мужчин и женщин, которые со временем стали героями его полотен - которые и по сей день живы и теми, кто отошел в вечность

Александр Дорошенко — художник сюрреалистическо-неоромантического направления. Автор портретов, натюрмортов, пейзажей, эскизов для изделий из золота, украшенных драгоценными камнями и эмалью.

Значительное внимание в своем творчестве художник уделяет теме АТО. Именно об этом его произведения: «Обручальное кольцо» (2016), «Дорога на Киев. Перекур» (2017), «Кремлевский бык» (2016), «Раненая кукла» (2016), «Русский мир в Донбассе «(2018) и др. Всего в творчестве художника более 2000 картин.

Александр Дорошенко, «Дорога на Киев. Перекур» 2017 г.

Как рассказывал сам художник, у многих художников очень цепкая зрительная память на лица. Как-то просматривая украинские и российские сайты в поиске новых сюжетов, Дорошенко пережил шок. Нежданно-негаданно он увидел фотографию своего героя … на одной из страниц в социальных сетях. Он узнал его сразу, хотя бездыханное тело парня было очень изуродованное. Рядом с погибшим украинским парнем было распластано не менее растерзанное женское тело. Об этой женщине Александру впоследствии удалось узнать лишь то, что она - волонтер, невеста павшего героя. И погибла с ним в Донецкой области от одной на двоих гранаты. Полотно под названием «Обручальное кольцо» Дорошенко все же написал - по фотографиям.

Александр Дорошенко, «Обручальное кольцо» 2016 г.

Трудно сказать теперь, то ли киевский художник воплотил в полотно дошедшие до него слухи о свадебном колечке, то ли сам выдумал продолжение легенды о красивой любви. Эта пара влюбленных до сих пор для Дорошенко безымянная. Парня художник заприметил ещё на майдане. По его просьбе «революционера» сфотографировала жена Александра Дорошенко Елена. А он, просматривая отснятые материалы позже, признал фотографию удивительно колоритной. Супруги начали выяснять судьбу незнакомца, чтобы написать с него картину.

Зерна предания попали на благодатную почву и в народ ушла легенда о чудесной любви. Теперь этот миф можно прочитать во множестве патриотических шумерских пабликов …

Бой подходил к своему логическому концу. Логическому, потому что остаткам взвода из этого добробата уже нечем было отбиваться от русских. Ни патронов, ни гранат почти ни у кого не осталось. Да и вообще было чудом, что взвод, маневрируя в окружении, продержался против нескольких регулярных вражеских подразделений так долго. Ведь большая часть расстрелянного за последние двое суток боезапаса была трофейной. Все, что захватывали в стремительных столкновениях с оккупантами, сразу шло в расход.

Поле боя покрывали тела погибших, горели и угорали российские бронемашины и старенькие добробатовские авто. Кто-то из украинцев вдалеке из последних сил прорывался из вражеских тисков. А единственная здесь украинская девушка не бросала на произвол судьбы, посеченного пулями и осколками, умирающего возлюбленного. Она прижимала к груди его окровавленную голову, наблюдая, как к ним со всех сторон робко подходят несколько ненавистников … Нет, только не плен!

Девушка достала из подсумка последнюю, «смертную» гранату и вырвала из неё предохранительную чеку. А её кольцо одела себе на палец — что ж, пусть будет вместо обручального кольца.

Из-за войны влюбленные так и не успели обвенчаться. Впрочем, на помолвку у них хватит времени прямо сейчас…

Хотелось бы добавить, что до войны вполне себе респектабельный русскоговорящий художник-инвалид рисовал по большей части портреты, натюрморты, пейзажи, эскизы для изделий из золота, украшенных драгоценными камнями и эмалью. Множество живописных произведений художник посвящал Киеву: город на его полотнах выглядел романтично поэтическим и лирически просветленным, меняющимся синхронно с природными видоизменениями

Александр Дорошенко — заслуженный художник Украины

P.S. Тем, кто интересуется творчеством других «выдающихся» украинских мытцив — моя более ранняя статья «Шарм и карма национальной богемы»

Здесь — романтизированная история «идейного» бойца правого сектора, отказавшегося от звания Героя Украины

Можно было бы вспомнить ещё дуркующего киевского нациста Святослава Стопкина (ака Горький Лук), публикующего свои забористые  очерки в «Живом Журнале». Но это, наверное, будет материал для отдельной статьи …

Письма с границы между явью и сюром…

Пробудить спящий разум некоторых патриотически настроенных шумеров способны разве что порождённые им чудовища. Если к моменту пробуждения не успеют разорвать их в клочья.