Периодически занимаюсь самообразованием. Сами понимаете, Ануфриев стимулирует.  Ввиду присутствия данного персонажа на сайте, на старом багаже далеко не уедешь. Приходится книжки и сайты разные почитывать.  Я, конечно, понимаю, что мне за ним не угнаться. Во-первых, возраст сказывается, а во вторых, работа отвлекает.  Ну нет у меня возможности, как у Алексея,  перманентно книжонки разные почитывать.  Алексей сидит себе в конторе по озеленению, и в рабочее время Википедию и не только шерстит.  А потом нас ошарашивает.

Я так не умею.  Но часик-другой на самообразование все таки отвожу.  Вот тут на преинтереснейший материал про чукчей наткнулся.  Выкладываю, поскольку убежден, что даже Ануфриев не в курсе (Надеюсь на это)

Высказывания древних чукчей по поводу присоединения Чукотки к России, по-видимому, не сохранились, зато сохранились письменные свидетельства о национально-освободительной борьбе чукчского народа, из которых можно понять, что отношение чукчей к вхождению в Русский Мир довольно долго оставалось не вполне положительным.

чукчи

В книге А. Нефёдкина «Военное дело чукчей» приводится история борьбы чукчей с русскими колонизаторами Чукотского полуострова.

Согласно указанному источнику, ко времени появления русских на Северо-Востоке Сибири чукчи были далеко не вялыми и беззащитными, а напротив, отличными воинами и где-то даже начинающими локальными имперцами. История чукчей в составе Россиийской Империи — это история превращения сильного и самодостаточного народа в анекдотическое маргинальное недоразумение, вымирающее от пьянства.
чукчи-1

Из parasonium.livejournal.com (статья «Войны полярного круга»):

  «Непосредственно на Чукотке русские первопроходцы (казаки под предводительством атамана Семена Дежнева) появились в 1648 г. В 1649 году Дежнев в верхнем течении Анадыря основал зимовье, на месте которого в 1652 г. был построен Анадырский острог. Чукчи и русские сразу не взлюбили друг друга и их встречи редко оканчивались мирно. Попытки заставить чукчей платить ясак предпринимались неоднократно, однако без особого успеха. Вообще, среди народов Крайнего Севера чукчи оказали русским наиболее ожесточенноесопротивление. Надо отметить, что к этому времени чукчи были местными экспансионистами и вели частые войны против соседних народов. Именно чукотсткий беспредел привел к тому, что коряки, ительмены и юкагиры с радостью и облегчением приняли русское подданство и ходили вместе с русскими в походы на чукчей.»

«…в 1727 г. по инициативе якутского казачьего головы Афанасия Шестакова Сенат Российской империи утвердил «мнение»: «Иноземцев и которые народы сысканы и прилегли к Сибирской стороне, а не под чьею властию, тех под российское владение покорять и в ясачный платеж вводить». С этой целью на Чукотку отправили экспедицию численностью в 400 солдат и казаков, опорной базой которой стал Анадырский острог. Во главе был поставлен Шестаков, а начальником военной команды определен капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий.»

«В 1729 г., разделив свои силы на два отряда (каждый был пополнен якутами и коряками), Шестков и Павлуцкий начали покорять Чукотку. Следует отметить, что сенат постановлял аборигенов «уговаривать в подданство добровольно и ласкою». Однако, Шестков и Павлуцкий, не всегда ограничивались ласкою, да и аборигены несе были восприимчивы к ней.»

«Чукчи, не смотря на то, что могли противопоставить мушкетам и саблям завователей лишь стрелы и копья с костяными наконечниками, оказали русским ожесточённое сопротивление. В марте 1730 г. они разгромили отряд Шестакова, убив самого казачьего голову. Отряду Павлуцкого чукчи дали три крупных сражения, в которых понесли серьезные потери. Это были действительно крупные сражения, подальневосточным меркам просто огромные.»

«После поражений от Павлуцкого, чукчи отказались от открытыхбитв с русскими, перейдя к партизанским действиям, продолжая воевать с принявшими российское поддантво коряками и юкагирами.»

«Узнав о войне, сенат в 1742 г. издал указ: ‘на оных немирных чюкч военною оружейною рукою наступить, искоренить вовсе’. Сдавшихся же предписывалось ‘из их жилищ вывесть и впредь для безопасности распределить в Якуцком ведомстве по разным острогам и местам’. В 1744-1746 гг. Павлуцкий, произведенный в майоры, с командой в 400-650 солдат, казаков и ясачных юкагиров и коряков совершил три похода на Чукотский полуостров. В марте 1747 г. близ Анадыря чукчи разгромили отряд Павлуцкого. С русской стороны в сражении погибли сам майор, 40 казаков и 11 коряков. К тому же чукчам удалось захватить оленей анадырского гарнизона, оружие, боеприпасы и снаряжение отряда Павлуцкого, в том числе одну пушкуи знамя. Этот разгром произвел ошеломляющее впечатление на русские власти. Сенат и Сибирский приказ спешно приняли решение о переброске в Анадырь дополнительных войск.»

«События, развернувшиеся в 1730-1750-х гг. на Чукотке и Камчатке, были насыщены многочисленными сражениями, взятием русских и аборигенных крепостей-острогов, взаимным ожесточением и немалыми жертвами.»

«Война чукчей с русским колониальными войсками продолжалась почти 150 лет. Причем на определенном этапе чукчи даже одержали в ней победу.»

«В начале 1763 г. в Анадырь прибыл новый комендант подполковник Фридрих Плениснер. Ознакомившись с состоянием дел, он предложил вообще ликвидировать Анадырскую партию. Во-первых, на ее содержание за время существования было израсходовано 1 381 007 руб. 49 коп., тогда как от ясачного и других сборов получено всего 29 152 руб. 54 коп. Во-вторых, чукчи в подданство не приведены, чукотско-корякско-юкагирские столкновения не прекратились.»

«И Сенат согласился с закрытием Анадырской партии, признав, что она «бесполезна и народу тягостна». В 1765 г. из Анадыря начался вывод войск и гражданского населения, а в 1771 г. — разрушены крепостные укрепления. Форпост русской власти на северо-востоке Сибири перестал существовать. Это не только свидетельствовало о прекращении боевых действий против чукчей, но и означало фактическое поражение России. Это позволило чукчам проникнуть на Анадырь, оттеснив коряков на Гижигу, а юкагиров — на Колыму.»

«Но появление у берегов Чукотки английских и французских экспедиций заствило власти Российской империи снова задуматься о покорении этого края. В 1776 г. Екатерина II указала приложить все усилия для принятия чукчей в подданство. Действуя не военной силой, а подкупом, русские добились значительно большего. В марте1778 г. стараниями коменданта Гижигинской крепости капитана Тимофея Шмалева и сибирского дворянина, крещеного чукчи НиколаяДауркина с «главным» тойоном Омулятом Хергынтовым был заключен договор о принятии чукчами русского подданства.»

«По указу Екатерины чукчи освобождались от ясака на 10 лет и сохраняли независимость во внутренних делах. Сравнительно привилегированное положение чукчи сохраняли и позже. По «Указу об управлении инородцев» 1822 года, чукчи жили по своим законам и судились собственным судом, ясак — шкурка лисицы с лука (то естьс мужчины) — платился по желанию. В 1885 году капитан А. А.Ресин, присланный с инспекцией, писал: «В сущности же весь крайний северо-восток не знает над собой никакой власти и управляется сам собой».»

«Даже в середине XIX века в своде законов Российской империи чукчи относились к народам, «не вполне покоренным», которые «платят ясак, количеством и качеством какой сами пожелают».

Впрочем, с помощью меновой торговли власти и предприниматели научились выманивать у чукчей гораздо больше, чем с помощью налогов.»

«В чукотской мифологии образ русских завоевателей сложился самый что ни есть монструозный: «Одежда вся железная, усы как у моржей, глаза круглые железные, копья длиной по локтю и ведутсебя драчливо — вызывают на бой». Однако, наибольший ужас наводила жестокость русских, воспринимавшаяся аборигенами как абсолютно немотивированная. В фольклоре истребление чукчей выступает для русских как самоцель. Каких-либо рациональных  объяснений причины конфликта чукчи найти не смогли. Образ же казака характеризуется полным отсутствием любых позитивных черт.

Ну, а главным злодеем чукотского фольклора, эдаким Фредди Крюгером, стал майор Павлуцкий.»

«Впрочем, благодаря воинской силе и жестокости, русские заслужили у чукчей определенное уважение. Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в их фольклоре,за исключением русских и их самих, не назван собственно людьми. В чукотском мифе о творении мира предназначением русских считается производство чая, табака, сахара, соли и железа и торговля всем этим с чукчами. Но по непонятой причине русские презрели своё предназначение и стали воевать…»

Вот так, малята. А мы тут периодически слезу пускаем по уничтоженным протестантскими колонистами северо-американских индейцев.  Наши то те еще были.  Правда,  русское мессианство, заключавшееся в назойливой идее обратить в православие народы Крайнего Севера, не предполагало продажу местному населению зараженных оспой одеял.  Только грубой силою.  Мушкетами, пищалями и саблями.  Не уничтожать, а обложить данью.  Хотя… малопригодная для жизни территория русских для проживания особо и не интересовала.

Но и чукчи хороши. Эти чеченцы Крайнего Севера. Никого, кроме себя, оказывается, за людей не считали.  Для русских сделали исключение.  Мы, русские, теперь тоже люди. 

 

История крайне поучительная! Уважения и признания можно добиться свирепостью и жестокостью.  А наши все по хорошему хотят с разными там Украинами и среднеазиатскими ханствами.  Крылатыми ракетами надо и бомбами, как в свое время пищалями и мушкетами.

чукотская красавица