Мой друг, в прошлом военный психиатр, Андрей Евгеньевич Ткаченко, известный в сети под ником Любопытный, еще лет так 10 тому назад сказал, что те люди, которые до изобретения интернета писали на заборах, теперь перекочивали в интернет и пишут там. При этом он меня уверял, что весомая часть этих людей – его клиенты. Я далек, чтобы причислять Алексея Ануфриева к клиентам Андрея Евгеньевича, но вот последняя его работа на историческую тематику “Почему Россия не Европа” меня без преувеличения “потрясла”. Я не буду изгаляться начет ее философского значения, хотя название претендует именно на это. Работа многопланова.  Ее разбирать и разбирать. Я же остановлюсь (для начала) на следующем моменте.

Автор пишет, что “Племена славян, расселившиеся на территории нынешней России, были довольно слабыми. Почему? Потому что земли эти были откровенно жутким местом. И вплоть до 17-18 века это было устоявшейся точкой зрения в Европе… Собственно, этот фактор потянул за собой все остальное, благодаря чему и появился пресловутый «русский мир», действительно являющийся уникальным явлением. Особенно учитывая ареал распространения. Начнем с климата….  славянам нынешнее черноземье было тогда недоступно…. Безусловно, существовало подсечно-огневое земледелие, но труд это просто адский! Поэтому случайный свидетель ни за что бы не нашел на столь огромной территории обильные пашни. Скорее лишь куски обработанной земли, промеж обгорелых пней. Естественно, много с таких «пашен» урожаев не наберешь. Даже в позднее средневековье, голодали не только крестьяне, но и знатные бояре, что в Европе было немыслимо.

Не в ладах г-н Ануфриев с географией. Переяславское и значительная часть Черниговского княжества, Курск например, стояли как раз на черноземных землях. Суздальское Ополье, кормившее не только Великое княжество Владимирское, но Новгород хлебом, представляло собой непонятно каким образом образовавшийся в междуречье Оки и Волги черноземный остров со степной растительностью и степной фауной. О каком подсечно-огневом земледелии тут вообще можно говорить! Да и нечерноземном Рязанском княжестве, располагавшимся в лесостепи, подсечно-огневое земледелие можно представить только в воспаленном мозгу.

владимирское ополье

Заявлять, что Население, которое может прокормиться с этих «опольев» (суздальских)сильно ограничено, мягко выражаясь опрометчиво. Сам Ануфриев утверждал, что “в противном случае  неизбежно начался бы лютый рост численности населения и огромный рост торговли сельхоз товарами. Так было всегда и везде, это естественный процесс.”  Вот именно этот, как он выразился, лютый рост численности населения во Владимиро-Суздальском княжестве при Юрии Долгоруком, его сыновьях и внуках и начался. Колонизация Волжско-Окского междуречья шла бурно и сопровождалась массовым ростом городов, а города,  как известно, возникают там, где есть излишек сельхозпродукции, которую возможно обменять на изделия городских ремесленников. Специально для Ануфриева перечисляю Владимиро-суздальские города, возникшие в этот период:  Владимир, Москва, Дмитров, Юрьев-польской, Стародуб, Городец, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль, Углич, Тверь, Кснятин, Волок Ламский, Переславль-Залесский, Галич-мерьский И это не считая более старых Ростова и Суздаля, а также Торжка, служившего перевалочной базой для торговли зерном с Новгородом. Плюс значительное количество более мелких городков. Воистину “унылое место” (по Ануфриеву).

Мобилизационный ресурс Владимиро-Суздальского княжества был значительный. В 1223 году Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович двинул в Прибалтику 20000 войско, он же 2 десятка лет успешно воевал с Камскими булгарами, теми самыми, которые в том де 1223 году почти полностью истребили войска монгольского военачальника Субэдея, незадолго до этого разбившие коалицию Южно-русских князей на Калке. В 1237 году при  Коломне владимирское войско смогло совершить то, чего не было ни до, ни после – убить Чингизида. По свидетельству персидского хрониста Рашид-ад-дина при городе Ике (на Оке, то есть при Коломне) был убит Кулкан – младший сын Чингиз-хана, комадовавший туменом. (Тумен – монгольская боевая единица, равная 10000 воинов).  Монгольские военачальники непосредственно в сражении не участвовали, и гибель Кулкана могла произойти только в том случае, если его тумен был разбит.

Цифра 20000 для Владимиро-суздальского войска – вполне реальна. Куда ей до ануфриевской цифры в 2000 солдат западноевропейских армий, которую для русских он полагает недостижимой. Но, чего не напишешь в продолжение и подтверждении своей, не побоюсь сказать, бредовой гипотезы о малозаселенных просторах Северо-восточной Руси, где население с трудом могло само себя прокормить. Куда ему кормить еще и 20-тысячную армию. А ведь кормило и, по всей видимости, значительную часть прибавочного продукта еще и отстегивало князю. Иначе на что он бы строил дошедшие до наших дней свидетельства величия Владимиро-Суздальской земли в виде Золотых ворот, Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, церкви Покрова на Нерли, соборов в Суздале, Кидекше, Юрьеве-польском, Переславле-Залесском, Ростове.  Это все, Алексей, с излишков хлебной торговли.

А после монгольского нашествия, которое, по мнению Ануфриева, только пошло Руси на пользу, почему то на 150 лет прекратилось каменное строительство и были утрачены (видимо за ненужностью) многие ремесла.  И писать, как это сделал Ануфриев, что “Собственно, с момента «ига» развитие Руси только и начинается. Никто нас на 200 лет не отбрасывал”, можно только либо под влиянием украинских “историков”, либо в пьяном угаре, либо под воздействием наркотиков, поскольку я все-таки не допускаю мысли о психическом нездоровье Алексея.

Я понимаю, что всем хочется сделать какое нибудь открытие. Но для этого надо быть все-таки образованным человеком, закончить хотя бы среднюю школу. Иначе пробелы в образовании неизбежно возведут зарвавшегося графомана на уровень Бебика. А вот Бебиков нам не надо, тем более таких Бебиков наоборот, как Алексей Ануфриев.

 

Пармен Посохов

 

Р.S. Привожу 2 карты: Владимиро-суздальской земли и Рязанского княжества с указанием известных на сегодняшний день городов.  Если они выросли не на излишках хлебной торговли, то тогда на чем?

карта суздальской земли

 

карта рязанской земли