Lord_Charles_Beresford

Предыдущая глава здесь https://xn—80aaf2btl8d.xn—p1ai/?p=31303

Предыдущие главы большим куском здесь «Попаданец — мой папачос? http://samlib.ru/k/kuzxmin_anton_arkadxewich/i7uilimppgl52.shtml

После «инцидента при Ла-Плате», когда логрийская авиация оставила Британию без дредноутов, а Францию без крупных кораблей, активность разведок сильно возросла. Это работало в обе стороны. Не знаю, насколько много лаймы и лягушатники узнали о логрийском флоте. Но вот Наши СБ узнали о потенциальных противниках достаточно много! В том числе всплыл тщательно скрываемый «Великий Дредноутный Скандал». За «инцидент при Ла-Плате» Фишер и группа «ястребов» была отправлена в отставку. И это несмотря на его хорошие отношения с действующим монархом. Более того, Эдуард VII был вынужден прислушаться к мнению депутата от Портсмута адмирала Бересфорда, с которым очень серьёзно конфликтанул ещё будучи крон-принцем. И с тех пор на дух не переносил. Собственно, это с подачи Бересфорда линейные крейсера для Австралии и Новой Зеландии были заложены по новейшему проекту с 13,5 Дм артиллерией ГК. А не с 12 Дм, как решили поначалу. Сам проект тоже был пересмотрен в сторону удобства размещения ПВО.

Дела у Фишера принял адмирал Джелико. Всё-таки Эдуард VII не забыл конфликт, произошедший у него с Бересфордом в молодости. Но всё равно влияние Бересфорда на кораблестроительную программу стало подавляющим. Несмотря на его ожесточённые споры с Джелико, который был артиллеристом. На своём посту этот артиллерист занялся проведением серьёзных испытаний «борьбы брони и снаряда». По результатам испытаний был сделан совершенно секретный доклад. Полный его текст нашим СБ достать так и не удалось. Однако и обрывков информации было достаточно для понимания неготовности британского флота к мировой войне. В этом вопросе Бересфорд и Джелико были единодушны. Несмотря на все разногласия по другим вопросам.

Фишер увлекался скоростью и дешевизной постройки дредноутов в ущерб их защите. Более того, он занимался очковтирательством. В официальных справочниках все корабли «имели» гораздо более высокую скорость и более серьёзное бронирование, чем в реальности. Но самым опасным было неудовлетворительное состояние артиллерии. Английские корабельные орудия при равном калибре имели гораздо меньшую скорость снаряда и бронепробиваемость, чем сравнимые немецкие. Это усугублялось ещё и тем, что немецкие снаряды снаряжались ТНТ, а английские –пикриновой кислотой. А она, как известна, слишком чувствительна к удару и опасна при длительном хранении. В докладе говорилось, что в случае боя с немецкими кораблями английские снаряды взрывались бы не внутри немецких кораблей, а снаружи. Со стороны это бы смотрелось бы очень эффектно – мощный взрыв, море мелких обломков…

Но самые важные для продолжения боя немецкие механизмы оставались бы неповреждёнными. А рассчитывать на взрыв боезапаса в башнях Главного Калибра вообще не приходилось. Немецкие же снаряды в большинстве случаев взрывались бы внутри английских кораблей, поражая самые важные для продолжения боя механизмы. А при удачном попадании легко могли вызвать детонацию английских снарядов в башне ГК.

Этот скандал старались не афишировать. Джелико хотел как можно быстрее исправить эти недостатки. Бересфорд тоже сильно снизил активность критики, которая ранее была достаточно жёсткой. А с началом Войны стала даже опасной для Британии, ибо давала её врагам информацию о недостатках во флоте. Однако быстро исправить эти недостатки, перейти на другой тип снаряда, изменить конструкцию башен и схему бронирования, ввести гильзы для зарядов и кучу других, более мелких нововведений, было абсолютно нереально. Британии было нужно минимум лет пять для возрождения флота «двухдержавного стандарта». Но этих лет у неё не было. Война была на пороге…

продолжение написано и, возможно, будет когда-нибудь опубликовано…