Продолжение.  Начало и предшествующая часть здесь.
То, что Монтгомери победил Роммеля под Эль-Аламейном, знают все. О том, что это не совсем так, немногие. Когда 23 октября 1942 года 8-я английская армия Монтгомери начала наступление, Роммеля на командном пункте Африканского корпуса не было! Он лечил в
Германии свою печень вкупе с желудком и кишечником. Плохое снабжение итало-немецких войск в Северной Африки касалось на только боеприпасов и ГСМ, но и продовольствия. Надо отдать Роммелю должное, как, впрочем, и другим немецким военачальникам, они питались примерно так же, как и их солдаты и офицеры. Плохо питались, поскольку войну за снабжение англичане полностью выиграли, и наращивали свое преимущество абсолютно во всем. Еще Суворов говорил, что голодный солдат – не солдат. Трактовать это высказывании можно по разному, но немецкий солдат оставался хорошим солдатом даже тогда, когда жрать по сути было нечего, что нам он и продемонстрировал в Сталинграде. И под Эль-Аламейном тоже. Но надо было чем то еще и сражаться. А у Монтгомери к моменту атаки было подавляющее превосходство. 4 : 1 в живой силе, 5 : 1 по танкам и артиллерии, 3 : 1 по противотанковой артиллерии и 4 : 1 по самолетам. Помимо этого у немцев отсутствовал Роммель, отправившийся 27 сентября лечиться в Земмеринг, курорт недалеко от Вены, передав командование генералу Георгу Штумме. Знали англичане об отсутствии Роммеля, или не знали, неизвестно. Если знали, то у них еще и разведка прекрасно сработала, и ударили они вовремя.

эль аламейн
В ночь с 23 на 24 октября 1942 года 8-я английская армия Монтгомери перешла в наступление. Заменивший Роммеля генерал Штумме в первый же день сражения исчез. Его нашли только на следующий день мертвым от сердечного приступа. Как мы видим перенапряжение сил вкупе с тяжелым африканским климатом и плохим питанием воздействовало не только на Роммеля, который по приказу Гитлера срочно прервал лечение и вечером 25 октября вернулся в Африку. Но, за эти 2 дня положение итало-немецких войск стало безнадежным, и Роммель смог только отсрочить поражение. Он продержался неделю, но в ночь со 2 на 3 ноября, когда у него осталось всего 35 исправных танков, признал поражение и решил дать приказ об отходе. И тут он получает депешу от Гитлера с требованием cтоять насмерть, “не сдавать не пяди земли и задействовать в сражении всех и все, до последнего солдата и последней винтовки”. Такое впечатление, что это не Гитлер, а Сталин писал! Сходство потрясающее!
Роммель поначалу подчинился. Но это стоило ему на следующий день половины исправных танков и полного разгрома 10-го итальянского пехотного корпуса. И тогда он все таки дал приказ об отступлении. Аналогично поступил в декабре 1941 года под Москвой командующий 4-й немецкой танковой армии Эрих Гёппнер. Гёппнеру это стоило снятия с должности и изгнания с позором из армии. Впоследствии он примет участи в заговоре против Гитлера в 1944 году и будет повешен. Роммеля Гитлер не снял и не выгнал из армии, но он тоже примет участие в заговоре и, в конечном счете, примет цианистый калий. Вспоминается немецкий генерал из “Семнадцати мгновений весны”, блестяще сыгранный Николаем Гриценко: “Он решил, что можно воевать по наитию, не кончая академий…” Это про Гитлера. По видимому, это осознал и Роммель, отношения которого с Гитлером после Эль Аламейна неуклонно ухудшались и привели в конечном счете к заговорщикам.
Позднее, уже в ставке Гитлера, Роммель получит от него публичный разнос и обвинение в пораженческих настроениях. Гитлер поставил под сомнение мужество всего Африканского корпуса, упрекая солдат Роммеля, что они в безвыходной ситуации отступили, а не стояли насмерть. Роммель в ответ предложил фюреру лично прибыть на фронт и показать, как это делается. После чего вышел из комнаты.
Приказ Роммеля об отступлении Гитлер, поставленный Роммелем перед фактом, в конце концов утвердил, и “Лис пустыни” провел тысячемильное отступление из Египта в Тунис. Провел блестяще. Тут ему помог Монтгомери, особо за Роммелем не спешивший. Вообще, гений полководца проявляется прежде всего в отступлении. Когда в 1870 году после разгрома французской армии во Франко-прусской войне, Мольтке-старшему стали откровенно льстить, сравнивая его с самим Наполеоном I, тот отвечал, что это некорректно, поскольку в отличие от Наполеона он ни разу не руководил отступлением. Фраза звучит несколько двусмысленно, поскольку мы то хорошо знаем, каким отступлением блестяще руководил французский военный гений.

Роммель вывел в Тунис остатки своей армии примерно в том же составе, в котором отступил от Эль-Аламейна. К началу 1943 года он закрепился на так называемой Линии Марет, старых французских укреплениях на тунисско-ливийской границе, которые итальянцы успели привести в относительный порядок за время роммелевского отступления. К этому времени положение итало-немецких войск в Северной Африке уже стало безнадежным. 9 ноября 1942 года началась так называемая “Операция Факел”, американцы под командованием Эйзенхауэра высадились в Марокко и Алжире, французских колониальных владениях, находящихся под контролем правительства Виши.

карта боевых действий в тунисе

Французы лишь имитировали сопротивление и при первой же возможности переходили на сторону англо-американских союзников. Дальше последовало наступление в Тунис, но Эйзенхауэр действовал так же медленно, как и Монтгомери, что позволило Гитлеру перебросить 5-ю танковую армию фон Арнима в Тунис, где он успел до подхода основных сил Эйзенхауэра занять перевалы в горах Атлас и установить новый фронт. А тут и Роммель подошел, взяв командование над всеми итало-немецкими войсками в Тунисе.
наступление монтгомери
Тут надо сказать, что на оккупации французского Туниса итальянцы настаивали еще в месяцы побед Роммеля, указывая Гитлеру на его исключительно важное стратегическое значение. Гитлер отказался, поскольку (это невероятно но факт) боялся обидеть коллаборационистский режим маршала Петена в Виши. Зайди в Тунис летом 1942 года, немцы скорее всего смогли бы решить проблему Мальты и вообще прервать основную коммуникацию снабжения английских войск в Египте. Теперь же Тунис стал ловушкой для Роммеля и фон Арнима. Нормально снабжать их войска в Тунисе Гитлер так же не мог, и Роммель предлагал оставить Тунис, переправить войска в Сицилию и организовать там оборону. Гитлер отказался. Роммель провел даже успешную операцию против американцев в Кассеринском проходе, отсрочив падение Туниса на несколько месяцев, но попытка его нанести превентивный удар по англичанам Монтгомери с Линии Марет провалилась. 6 марта 1942 года при Меденине он потерял 50 танков, не уничтожив ни одного английского. Роммель потерпел самое чувствительное поражение в северо-африканской компании. 9 марта Гитлер отозвал Роммеля, наградил Рыцарским крестом с дубовыми листьями, и отправил “лечиться” в неофициальную опалу.

меденин
Тем временем и фон Арним с заданием фюрера не справился, фронт не удержал, немецкие войска в Тунисе были разгромлены и в мае 1943 года капитулировали на мысе Бон. Германия потеряла около 130000 отборных солдат. В самом конце, из-за отсутствия ГСМ, дело дошло до того, что пришлось заправляться тунисским вином. Гитлер признал ошибку, вызвал Роммеля в Ставку, и извинился перед ним. После чего Роммель получил новое назначение.

Окончание следует.