« А самым выгодным занятьем он почитал работорговлю…»

 

«На первомайскую демонстрацию рабы Рима вышли с лозунгами: «Да здравствует феодализм – светлое будущее всего человечества!»» (С)

 

image36171976_75ebb5f6d41cd7e6fc94b80781548575

 

Ещё в школе нам рассказывали про общественно-экономические формации. Вроде как прогресс в производственных отношениях происходил по мере замены старой формации новой. Даже анекдот был на тему. Я его в качестве эпиграфа привёл.  Он и сам по себе смешной. А вдвойне он становится смешным, когда узнаёшь что условия жизни у большинства римских рабов были лучше, питание – разнообразнее, а степень эксплуатации – ниже, чем у большинства крепостных в Средние века.  Просто из-за  деградации науки и техники после гибели Рима. Так что не всё так просто.

 

Собственно, классики марксизма ошибались и ещё в одном вопросе. Они не все виды общественно-экономических формаций описывали. Общественно-экономические формации  друг от друга отличались способом организации добывания большей части продукции. Если большая часть производится рабами для рабовладельцев – значит и формация – рабовладельческая. Если крепостными крестьянами для феодалов– значит, феодализм. Однако классики не описывали ни одну формацию, которая  основную часть потребляемого продукта добывала бы путём набегов на соседей. Просто создававшие эти древние теории проживали на крайнем западе Евразии. Но почему-то мнили себя центром вселенной. Хотя пример находился прямо под боком, в Европе.

 

Один из осколков Золотой Орды, доживший чуть ли не до времён пара и электричества, находился на территории полуострова Крым. Местные немного занимались сельским хозяйством, рыболовством и даже ремеслом. Однако основная часть прибавленной стоимости государством и населением получалась из внешнего источника. Во время набегов на соседей взрослых здоровых крымчаков в Крыму практически не оставалось. Это, кстати, хорошо знали казаки. И даже пользовались этим на практике. Если во время данного конкретного набега крымцев казаки не были их союзниками, то устраивали набег на Крым. И, пользуясь отсутствием большинства взрослых здоровых свободных мужчин, имели возможность безнаказанно пограбить.

 

Обычный крымчак мог годами и десятилетиями колупаться в земле (пусть даже и руками рабов), заниматься ремеслом или ещё как-нибудь добывать свой хлеб насущный. А его сосед, пошедший в набег, за один раз мог заработать больше, чем тот за всю жизнь. Имея перед глазами такой пример, молодое поколение вырастало с весьма своеобразными представлениями и том, что такое хорошо и что такое плохо. В общем, эта общественно-экономическая формация воспроизводила очередных грабителей. Воспроизведение людей с другими взглядами на дозволенные методы обогащения было весьма затруднено. «Это сладкое слово «Халява»!» (С)

 

Разумеется, Крымское ханство никогда не было самостоятельным и самодостаточным государством. Не имея защиты и рынка сбыта  рабов, в лице Турецкой Империи, оно достаточно быстро прекратило бы своё существование. Буквально, до момента, пока страдающие от набегов крымчаков соседи не договорятся о совместном походе. Ну, или хотя бы о нейтралитете на время нападения одного из них на Крым. Однако у Крыма был под боком брат-конкурент. Речь пойдёт о горцах Кавказа, в  первую очередь, об адыгах. Хотя большая часть сказанного о них в той или иной мере справедливо и в адрес представителей других народов.

 

Хотя соседи крымчаков занимались тем же бизнесом, что и крымчаки, системы отношений внутри социума принципиально различались. Крым был централизованным государством. Теоретически крымский хан мог повелеть абсолютно всё, что угодно. На практике, собственно, так оно и  было. Но с двумя маленькими исключениями. Любые хотелки хана подлежали выполнению, если они не несли угрозы интересам Турции и ближайшего ханского окружения. В общем, классическая «абсолютная монархия, ограниченная цареубийством».

 

А вот у адыгов ничего подобного во власти не было. Была, понятно, и у них знать. Вот только она не имела права на излишнее имущество! И на практике реально довольно часто излишки этого имущества знатью раздавались соплеменникам. Не было лишнего имущества – не было и излишней власти. Что-то вроде военной демократии с местной спецификой. Специфика определялось кодексом «Хабзэ». Это уникальное явление, не имеющее аналогов  нигде. В кодекс входили адыгские правила, обычаи, нормы и законы. «Хабзэ» регламентировал все стороны жизни как отдельных лиц, так и международное положение адыгов, особенно подробно –в треугольнике Турция-Крым- Черкесия. В чём-то кодекс «Хабзэ» подменял и светскую и даже религиозную власть – настолько он был объёмен и всеобъемлющ. Большинство социальных институтов кодекс тоже заменял.

 

В общем-то, «Хабзэ» был практически Чудом!  Кодекс вписывает адыгские народы в картину мира. И выстраивает общество так, чтобы  исполнение геополитической задачи Черкесии, было главным и легко исполнимым делом. При этом попутно  обеспечивалась   безопасность адыгов на протяжении столетий. Все эти   задачи решались качественно и при этом — абсолютно нетрадиционно. Можно сказать – элегантно. И, как  выразился один из ведущих специалистов по адыгам – «потрясающе эргономично». То есть только техническим термином, возможно, передать ту степень совершенства, которая была присуща отношениям между живыми людьми, которые жили по «Хабзэ».

 

Проблема была в том, что «Хабзэ» зародился во времена, когда основной покупатель живого товара – Турция — был в силе. И мог заступиться за своих поставщиков. Однако после поражения под Веной медленно, но уверенно начинается закат Османской империи. Со временем она стала не в состоянии заступиться за своих поставщиков. Ситуацию усугублял Черноморский флот России, блокирующий в случае конфликта экспортные возможности работорговцев и возможности по закупке критичного импорта. Да и сама работорговля становится слишком рискованной и в итоге приносящей мало прибыли самим поставщикам живого товара. В изменившихся условиях «Хабзэ» уже не соответствовал окружающей обстановке. И только затягивал агонию массовой работорговли и людей, ею занимающихся.

 

Кстати, в отличие от Крыма, отправлявшего в набеги почти всё взрослое здоровое мужское население, демократия сыграла с адыгами дурную шутку. Количество одновременно находящихся под ружьём в %ном отношении было  на порядок и более меньше, чем у крымчаков с их централизацией. Вдобавок ко всему, приблизительно с середины войны Кавказская Война стала не Отечественной (как пишут некоторые горцы), а Гражданской. То есть количество адыгов в войсках обеих воюющих сторон стало сравнимым.

 

В итоге изменения внешних условий народы, ранее жившие массовой работорговлей, сильно просели в численности из-за потерь в войнах и последовавшей эмиграции в Турцию. Однако немассовая работорговля сохранилась. Хотя традиционных поставщиков здорово потеснили казаки. Просто в силу того, что они находились внутри, а не вне основных залежей ресурса. И, при условии анонимности и покровительства властей, могли более эффективно осуществлять как поимку, так и транспортировку живого товара. Из представителей традиционных поставщиков в рынок вписались те, которые сами изменились под изменившийся мир.

 

Собственно, работорговля никуда не исчезла до сих пор. Есть потребности в проститутках любого пола и донорах органов для трансплантологии. В условиях капитализма спрос будет удовлетворён. Просто вместо Османской Империи место «крышевателя» работорговли заняли США. В Югославии они пошли даже на прямое применение собственной военной силы. То есть, ратуя за капитализм и демократию (а первоначальный вариант демократии предполагал, что у каждого гражданина будет 5 рабов минимум) они насаждают в других местах пережитки предыдущих общественно-политических формаций. Что наводит на размышления…

 

В современных условиях работорговля требует вовлечённости власти страны-поставщика живого товара в бизнес. Иначе бизнес быстро накроется. Понятно, официально власть категорически открещивается и вроде как против. И только  отдельные отщепенцы, с которыми активно борются, и вот-вот окончательно искоренят… Ню-ню!

 

 

9 января 2018- 9 июня 2019г.                          ЦФО.

 

З.Ы. Обращает на себя внимание повышенная активность маленьких, но гордых народов в РФ. Они пытаются дать своим деткам     врачебное образование. Зачастую, это более чем непросто. А то и практически невозможно. Просто потому, что в школе в ауле, где учились их детки, часть предметов вообще не преподавалась. А вот некоторые из отучившихся, опираясь на возможности диаспоры, открывают частные клиники. А где же тут нелегальная трансплантология? Не видел, не знаю. Просто очередной приступ паранойи.

З.З.Ы. Даже если у вас справка от психиатра, что вы конченый параноик, всё равно нет гарантии, что за вами не следят!

 

….