Тема зависимости российской промышленности от кооперации с украинскими предприятиями поднималась неоднократно. И военное кораблестроение и авиастроение и многие другие отрасли без этой кооперации не в состоянии производить конечную продукцию. На самых разных уровнях неоднократно звучали красивые слова про импортозамещение и про то, что мы «обойдёмся без хохлов» и вообще можем гораздо лучше. Но ложь того же Рогозина о быстрых сроках импортозамещения для многих была явной ещё в 2014 году. О чём неоднократно писали.

спуск урала на воду

Однако большинство материалов касались в первую очередь продукции военного назначения. Но и в гражданском секторе, как показала практика, РФ до сих пор не смогла заместить продукцию украинской промышленности. Недавно «с чувством глубокого удовлетворения» я наткнулся на заметку о спуске на воду очередного атомного ледокола пр. 22220. Уже третьего в серии «Урал». Почитаешь – аж плакать хочется от гордости за державу! И самый мощный он в мире да ещё и  универсальный.  Проект двухосадочный, может и 3хметровые льды Северного Ледовитого Океана крушить и, при уменьшении осадки, заходить на мелководья. И работать в устьях северных рек. То есть заменяет собой ледоколы двух типов. В общем, «всё хорошо, прекрасная маркиза!» (С)

Казалось бы. Пока не начнёшь копать поглубже. И тут выясняется, что сроки сдачи неоднократно переносились и слишком многое упирается в невозможность кооперации с  предприятиями Украины. Тот же Рогозин (да и не он один) говорили о том, что полное импортозамещение будет через год, ну два, ну три. Только вот сейчас уже идёт шестой год с момента Майдана. На Украине даже президент успел смениться. А воз и ныне там! Российские производители, взявшиеся за импортозамещение и взявшие на него колоссальное количество отнятых у нищающего шестой год российского народа денежки, пытаются перекладывать ответственность друг на друга. Понаоткрывали административных и даже уголовных дел, проводят внутренние расследования. В общем, пытаются переложить ответственность друг на друга.

При этом сами же признают, что проблемы в строительстве «Арктики» «на 80% объективны» (С), «У БЗС есть сложности с техдокументацией: заказчика устраивают далеко не все технические решения, которые предлагают создатели» (С), и что  Балтийский завод в свое время потерял «слишком много сильных кадров» (С). Самым узким местом, как и в военном кораблестроении, остаются силовые установки. «Киров-Энергомаш»   инвестировал 1,4 млрд руб.  в строительство стенда испытания турбин мощностью до 75 МВт. Но изначально испытания предполагалось провести на стенде украинского «Турбоатома», что в текущей политической ситуации нереально.

Вообще, почитаешь большинство статей, и кажется, что вот-вот все трудности будут преодолены. Ещё немного – и импортозамещение состоится. Ещё капельку – и действительно обойдёмся без хохлов. Одно настораживает. Тоже самое мы слышим шестой год подряд. И «меня терзают смутные сомнения» (С), а не дурят ли нас постоянно и планово? Может, это просто очередной способ попила бюджета? В строительство ледоколов вкладываются большие деньги. Ещё большие вкладываются в совершенствование производственных мощностей для декларируемого импортозамещения. В итоге имеем груду металлолома, в котором омертвлены отнятые у народа миллиарды.

И даже если предположить, что спустя дополнительные годы и миллиарды эти ледоколы всё-таки вступят в строй, не факт, что они будут способны к нормальной эксплуатации. Вспомним тот же космодром Восточный. Вроде как его построили. Вроде даже пуски какие-то с него разово делали. Но всё равно основная нагрузка идет на Байконур, Мирный и Капустин Яр, которые задумали и  строили ещё при Сталине. С гражданскими самолётами российской постройки тоже не всё ладно. Постоянно появляются какие-то проблемы и сообщения об авариях, а то и катастрофах. А сколько было победных реляций! Про военное кораблестроение я уже писал. Лучшие фрегаты в полноценном варианте и для себя построить не могут до сих пор. В лучшем случае – для Индии с теми же пресловутыми украинскими силовыми установками. А с российскими – вот-вот начнут строить или уже строят. Шестой год. У некоторых за это время дети появились и уже в школу идти собираются. А воз и ныне там!

Ну и последнее. А цель всех этих действий какая? Оказывается, «именно с кораблями этой серии ледоколов нового поколения мы связываем надежду с освоением Северного морского пути — заявил один из вице-премьеров РФ. Во как! А мне казалось, что задумывалось освоение СевМорПути ещё при царе-батюшке! После Цусимского разгрома, решили на будущее иметь свой путь переброски кораблей на Дальний Восток, не зависимый от других держав. Пресловутый адмирал Колчак до ПМВ в этих исследованиях отметился. Во время ВМВ с Тихоокеанского на Северный флот лидер «Баку» с двумя эсминцами перекинули. Про плавания советских атомных ледоколов куда угодно, вплоть до Северного Полюса, я уже молчу. А тут «связывают надежду» на освоение. Во как!  А цель «обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.» (С)

То есть цель — гнать углеводороды на внешний рынок и увеличивать  капиталы самых богатых, укравших общенародное достояние. Для чего сейчас шестой год вгоняют большинство населения в искусственную нищету. И даже не постеснялись украсть у большинства мужчин (кроме начальства и части москвичей) возможность реально выйти на пенсию. Вот что бывает, когда страной правит Верховный Главнокомандующий с юридическим образованием! Недаром классик сказал « мозги у инженеров заняты мыслями о том, чтобы создать что-то новое, а у юристов – чтобы поделить созданное другими» (С) Ленин, кстати, тоже был юристом. Посему страна после него осталась с раздолбанной экономикой и армией. И пока его не заменили те, кто настроен не «отнять и поделить» (С), а  создать новое, ничего хорошего в РФ не будет. L Ибо юридическое образование есть признак профнепригодности для царя. Это тоже классик сказал.

25-26 мая 2019г.                                                   ЦФО.

Джерела :
1.     Импортозамещение : Будут ли у РФ когда-нибудь флот со своими ГТД? И почему нет! smile https://xn—80aaf2btl8d.xn—p1ai/?p=26719
2.Рогозин : «Во всём виноваты хохлы, а не я!» https://xn—80aaf2btl8d.xn—p1ai/?p=22605
3. «Атомный ледокол «Урал» спустили на воду в Петербурге»https://tass.ru/ekonomika/6470931?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
4. «Как подрядчики ледокола «Арктика» объясняют срыв сроков сдачи»https://www.kommersant.ru/doc/3352100 
5. Украина: Возможности России по импортозамещению несколько преувеличены.» http://xn—80aaf2btl8d.xn—p1ai/?p=1411