Уже послы живут в тылу глубоком
Уже в Москве наркомов не видать
И панцирные армии фон Бока
На Химки продолжают наступать!

Сегодня годовщина одной из самой позорной страниц в истории нашей страны — всеобщей паники в Москве 16 октября 1941 года. Ей предшествовали следующие события. 30 сентября началась операция Тайфун — генеральное наступление немцев на Москву. 3 октября пал Орел, 6 октября Брянск и Вязьма. 3 и 13 армии Брянского фронта были окружены южнее Брянска в районе Трубчевска, а 7 октября замкнулось кольцо окружения под Вязьмой, где в котел попали 24 и 32 армии Резервного фронта и 20 и 19 армии Западного. Там же фактически остались основные силы 16 армии кроме штаба, которому в силу обстоятельств удалось избежать окружения. В этих условиях Сталин остатки войск Западного и Резервного фронтов подчинил новому командующему Георгию Жукову, а войска, оставшиеся в котле командарму 19 Лукину. Прикрывать Москву было некем. В ночь с 11 на 12 октября Лукин попытался прорваться у Богородского. Прорвался только первый эшелон. Вечером 12-го Лукин сообщил по рации в штаб фронта, что прорваться не удалось. Это был конец.
Жуков смог прикрыть только основные направления прибывшими из глубины страны дивизиями. Вопреки расхожему мнению отнюдь не сибирскими. Пока. Москву же стали готовить к эвакуации. 16 вышел приказ о переводе посольств в Самару, эвакуации наркоматов и заводов. В этом же приказе, невероятно, но факт, говорилось и о переезде правительства во главе со Сталиным.» Крупняк» понял, что город сдают и начал спасать свою шкуру и имущество, которое начал вывозить на всем возможном имеющемся под рукой автотранспорте. Увидев это, забурлил народ. Толпы людей бросились к вокзалам и шоссе, ведшими на восток. Остановилось метро, начали громить магазины. Во дворах появились горы партийной литературы, труды Ленина и Сталина, которые решившие остаться выбрасывали из окон. Дворники сгребали их в кучи и жгли. Над Москвой поднялся дым костров.
Положение усугубилось тем, что по радио объявили о прорыве немцами фронта «на одном из участков». На самом деле в штабе Жукова в Перхушково никакой паники не было, там делали свое дело. 5-я армия Говорова удержала фронт под Можайском, а 16-я армия Рокоссовского, в которой было на тот момент всего 2 стрелковые дивизии отбила атаки немцев на Волоколамск. Прорыва вермахта на Москву не последовало. Власть опомнилась. На следующий день в Москве начали наводить порядок, расстреливать на месте мародеров и немецких агентов, сеявших панику. Сталин остался в Москве. Однако 4 дня в его книге приемов записей не было. Не было его в Кремле. Сейчас многие гадают, где он был в это время. Предполагают, что на метро Кировская, где располагался пункт управления Генштаба. Другие, что в кремлевской квартире или на Ближней даче, поскольку действительно болел в те дни гриппом. Так или иначе, но Сталин принимал не только в своем кабинете, но и на даче и на квартире, где учет не велся. Поэтому обвинять его в прострации оснований нет.

Пока все. Вечером может еще что напишу. Интересно, что фотографий паники почти нет. Хорошо подчистили. Поэтому даю минимум. Если у кого что есть на эту тему — пишите. Буду признателен.

%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b0-%d1%82%d0%b0%d0%b9%d1%84%d1%83%d0%bd%d0%b0

%d0%bf%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0-%d0%b2-%d0%bc%d0%be%d1%81%d0%ba%d0%b2%d0%b5-1

%d0%bf%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0-%d0%b2-%d0%bc%d0%be%d1%81%d0%ba%d0%b2%d0%b5-2

%d0%bf%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0-%d0%b2-%d0%bc%d0%be%d1%81%d0%ba%d0%b2%d0%b5-3


Командование Западного фронта: Cоколовский, Булганин, Жуков


Волоколамское направление. Командование 16 армии Западного фронта: Казаков, Лобачев, Рокоссовский, Малинин