В укрнете сейчас активно обсуждаются два ролика, демонстрирующие социальный эксперимент с «потерянным» кошельком. Один снят на Западной Украине, другой в России. Нетрудно догадаться, какова направленность сюжетов и как реагируют на увиденное рядовые пользователи, для которых собственно данное «кушанье» и состряпано. Впрочем, обо всем по порядку.
По сценарию эксперимента, один из членов съемочной группы, якобы случайно ронял кошелек посреди оживленной улицы города Луцка на Западной Украине. Реакцию горожан снимал оператор скрытой камерой. Цель акции проверить, что выберут украинцы: кошелек или элементарную порядочность. Результат ожидаемо позитивен. Все горожане возвращали «случайно» потерянный кошелек его законному владельцу. Этот тот «чистый результат», который и должен увидеть зритель.
Видео есть на ютубе:
Идея ролика однозначна и проста: жители Западной Украины продемонстрировали завидное нестяжательство. Если опустить сам факт постановочности, то в какой-то момент становится радостно за совестливых соотечественников, неспособных позариться на чужие деньги. Налицо настоящие цивилизованные европейцы, чего нельзя сказать о братьях-россиянах. Аналогичный ролик, снятый в России показал прямо противоположный результат. Прохожие, вне зависимости от пола и возраста, практически налету подхватывали падающий кошелек, и даже более – отказывались его возвращать, когда ведущий объяснял им, что они всего лишь стали участниками социального эксперимента. Те матерились, размахивали руками, всячески проявляли агрессию, из чего можно заключить, что они так и не отдали ведущему реквизит. Правда, в конце показаны и те, кто все-таки окликнул владельца, вернув ему пропажу, но эта деталь уже не может перебить первого впечатления, полученного вначале ролика.
Социальный эксперимент в России:
Смысл посыла настолько очевиден, что не нуждается в дополнительной интерпретации. Кратко он вмещается в схему: в России народ воровитый и хамоватый, на Украине – совестливый и отзывчивый. Эти две срежессированные работы не просто показывают разную реакцию людей из Луцка и некоего российского городка. Они призваны подчеркнуть ментальное различие российского и украинского народов в такой, казалось бы, малозначимой житейской ситуации. О том, что цель авторов достигнута, и публика «правильно» восприняла посыл, свидетельствует реакция в комментариях. Половина отметившихся пользователей обличает «воровитую Рашку». Действительно, Крым украли, можно сказать, увели из под носа, как цыган коня. Не украли, но с мясом вырвали куски территорий в Луганской и Донецкой областях, и под молчаливое одобрение мировой общественности вешают лапшу о том, что «наших войск там нет». Уж им ли не брать чужие кошельки, особенно когда те сами в руки просятся. Другая половина прокомментировавших, стыдливо потупившись, отстаивает мнение, что воровство есть везде, и Украина, увы, не исключение.
Различные социальные эксперименты последнее время стали весьма популярны. Некоторые из них заставляют посмеяться, а какие-то вынуждают задуматься на тему: «как бы я повел себя в подобной ситуации», и «как бы повело себя мое окружение». Реальность далека от постановочных «экспериментов» и прочих телешоу заточенных под широкую аудиторию. Воровство на Украине, мелкое и крупное, к сожалению, одно из очень распространенных явлений. Воруют везде. В селах, населенных пунктах, в мелких городках и больших мегаполисах. В транспорте, в очередях, в кинотеатрах, в лечебных и учебных заведениях. Ворует правительство, чиновники разного звена, ворует милиционер «на посту», ворует врач, исполняющий клятву Гиппократа, ворует школьный учитель и преподаватель вуза, ворует кассир в супермаркете, продавец на рынке, парикмахер в салоне, водитель в маршрутке, кондуктор в трамвае, рабочий на заводе, крестьянин в фермерском хозяйстве. От уборщицы до первого лица государства, в нашей стране исторически это делали и делают всегда. Правда, называется это не «украл», а «взял». Любой, у кого есть возможность «принести с работы» что-либо, обсчитать, обвесить, взять плату за «особое» отношение, обязательно этим «правом» пользуется. Подобная установка укоренилась еще с советских времен, когда рабочие тащили домой изготовленную на смене продукцию, врачи брали из больниц спирт и лекарства, а продавцы уносили продукты из магазинов. И воровством это не считалось. Это был установленный порядок вещей. Но, видимо, по-иному в нашей стране населению было не выжить. Так и вошла в повседневный менталитет привычка присваивать чужое. Говоря «наша страна» стоит подразумевать и Россию и Украину, т.к. общая многолетняя история проживания наших народов сплотила нас узами единокровного братства, особенно в плане того, что является недостатками. Ментальность у людей постсоветского пространства общая, и долго будет таковой оставаться. Поэтому если в российском городе N воруют кошельки, можно смело заявлять, что и в украинском городе N их воруют не меньше. Различается лишь авторская подача постановочных роликов, только и всего. Достоверный эксперимент, в случае, если бы его провели, показал бы приблизительно одинаковые результаты в российских и украинских городах.
К примеру, чтобы оценить масштабы наиболее популярного карманного воровства, можно провести свой «социальный эксперимент», для этого достаточно поспрашивать своих родственников, коллег по работе и знакомых о том, как часто те становились жертвами воров в транспорте. Выяснится, что практически у каждого хотя бы раз в течение последних нескольки неблагополучных лет что-то да украли. Уберечься от этого невозможно. Когда-то и мне казалось, что при достаточно хорошей бдительности можно не бояться карманных воров. Но незаметное «исчезновение» цифрового фотоаппарата в переполненной маршрутке, убедило в обратном. Причем сделано это было столь искусно, что мне осталось лишь удивляться профессионализму маршруточных карманников и своей неосмотрительности.
Без сомнения, воровство в России распространено так же, как и на Украине, возможно даже в большей степени, чем на Украине, учитывая масштабы. Но это, к сожалению, не отменяет тот факт, что на Украине воруют тоже. Экономическая нестабильность является важнейшим фактором развития воровства в обществе. Воруют везде, но больше всего в неблагополучных странах. Украина сегодня переживает самый сложный период за всю историю своего «независимого» существования. Воровство стало неотъемлемой составляющей нашего бытия. На фоне этого, преуменьшать его, ссылаясь на ролик, снятый в городе Луцке, было бы абсурдно.
А паспорта у жителей российского города, которые пытались умыкнуть кошелек, проверяли? Не украинские ли гастарбайтеры это были. Или молдавские?
На втором ролике мужик, который включает дуру и утверждает, что кошелек не брал, говорит с характерным хохляцким гыканьем. Явно украинский гастарбайтер!
Лажа это всё! Ещё в «лихие 90е» народ познакомился с «напёрсточниками». После этого на рынках неоднократно демонстрировался прикол с «ронянием» кошелька или бумажника. дальше подходил ещё один чел и предлагал найденое поделить пополам. Затем возвращался «потерявший» и терпилу разводили на бабки. Я сам видел это раз 20 и передо мной роняли раз пять. Но я то -знал и не вёлся! дело не в порядочности людей. дело в том, что этот прикол известен с 90х. Допускаю, что кто-то мог не знать его, но таких мало. А отсюда вывод — » научный экскремент» не чистый, постановочный! Просто , дураков мало, большинство не стало бы брать кошелёк. тем более, всем известно про возможность видеосъёмки с мобил.
Луцк — отсталый город.
Да, Вадик, как вспомнишь былое…. Поразводили мы с тобой лохов. У тебя особенно хорошо получалось убедить граждан распилить содержимое кошелька.
Хорошая статья, братишка Анатолий из Киевщины.
Я склонен думать, что результаты проверки правдивы, но честность людей Западной Украины известна, невозможность воровать у другого человека, и основана она на крепкой вере в Бога, на соблюдение заповеди Божьей «Не укради» (у ближнего своего).
И тому я видел много примеров.
Помню сюжет, реальный про случай в Киеве, когда приехавшая из Западной Украины семья бедных людей, на заработки, работая простыми дворниками в Киеве, нашла в мусором баке случайно выкинутый хозяином кулёк с многими тысячами долларов, и не присвоила их, был найден владелец, и деньги были возвращены ему.
Весь мой род Мельников — из села Сербы на Житомирщине, считай, тоже, Западная Украина.
Лишь в 20 лет батя Адам приехал в Харьков, и осел здесь, женившись на приехавшей из такого же глухого села, но Сумщины, Ахтырского района, Рабыльское, моей матушке Анне из украинского рода «Тютюнников».
На Родине предков, в Житомирщине, украсть что-то у другого человека считалось позором, «ганьбой», по-украински.
Поэтому, и мой дед Пётр, который был простым печником, когда нашёл полное ведро золота, замурованное в стене дома местного корчмаря, перебирая печку дома, хоть никого в доме, кроме него, больше не было, спокойно поставил это полное золота ведро на стол, дождался прихода хозяина дома, и отдал ему всё золото, не взяв себе ни кусочка, за что снискал у односельчан уважение, как честный человек, который не может украсть у другого человека ничего, и присвоить себе чужое.
Я уже рассказывал о том, как русскоязычные родственники моего лучшего друга в Харькове, русско-украинского богатыря Матвея (Метвеев Вячеслав Вениаминович, 1972 года рождения), насмотревшись российских каналов, о том, что у нас, в Украине, одни русофобные бандеровцы живут, и не видя ни одного в нашем русскоязычном Харькове, на улицах которого практически невозможно услышать ни одного слова на украинском языке, весь Харьков на русском языке говорит, решили посмотреть вживую на этих самых русофобных бандеровцев в Западной Украине.
Сели они на свою машину, и объездили всю Западную Украину на ней, останавливались, на ночь, специально, не в гостинницах, а снимали комнату на ночлег у простых людей, разговаривая только на русском языке.
И так ни одного живого русофобного бандеровца, с русофобией Степана Бандеры, или наших сегодняшних моральных уродов, Тягнибока и Фарион, к русскому языку, так и не нашли.
Были поражены родственники Матвея не только добротой и гостеприимством жителей Западной Украины, к ним, говорящим на русском языке людям, но и их честностью.
У одних хозяевов они забыли в доме очень дорогой телефон.
Хватились его, уже отъехав 200 километров.
Когда позвонили, то узнали, что хозяева уже едут за ними в догонку, на своей машине, чтобы отдать забытый гостями очень дорогой телефон, прося гостей подождать их!
Думаю, что объективней будет вспомнить каждому жителю своего города, и в Украине, и в России, сколько раз он сталкивался с воровством в своём городе, а сколько — с благородным возвращением нашедших украденное.
По моему Харькову, могу сказать, что 50 на 50.
Воровали у меня корманники, помню, деньги прямо из кармана возле сердца летом, когда сел в 3 номер переполненного трамвая на остановке перед подъемом от Южного вокзала на Холодную гору.
Причём действовала команда. Один, заскакивая последним в переполненный трамвай, буд-то бы случайно, зватается, стоя на ступеньках трамвая, не за поручни, а за мои …
Когда я возмущаюсь по поводу этого, отвлекаясь на него, напарник ловким движением пальцем вытягивает у меня из открытого кармана приличную, как для нищего врача поликлинники, сумму денег.
Понял я всё, лишь выйдя из трамвая возле магазина «Киевский», возле метро «Холодная гора», обнаружив, что мой карман пуст.
Резали у меня сумки воры и на Благовещенском базаре, и на Барабашёвке, ничего правда украсть не успели, получив лёгкий удар кулаком в лицо, в плане воспитательного процесса.
Бил без злости, легонько, чтобы не убить и не покалечить человека.
Немало слышал от знакомых о воровстве у них в автобусах или маршрутках денег и мобильных телефонов.
Но не меньшее число раз сталкивался я с благородным возращением мне утерянного.
По писательской рассеянности, я постоянно что-то теряю.
Вот потерял, при выходе из маршрутки свой мобильный телефон на остановке Постышева зимой, лет восемь тому назад.
Хватился его уже в полночь.
Взял телефон жены Надежды, звоню — гудок идёт, значит карточку не вытянули.
Пошёл, с телефоном жены искать его в снегу, понимая, что уронил, при выходе из маршрутки.
Подхожу к месту, где выходил из маршрутки, звоню, а трубку мужик берёт:
- Это вы потеряли телефон?
- Я,- отвечаю.
- Подойдите к киоскам возле общещития завода «Свет Шахтера».
Я — хозяин киосков, их сейчас закрываю.
Подошёл я, мужик отдал телефон, и даже никакого вознаграждения не потребовал у меня, не захотел даже брать предлагаемые мною ему деньги.
Последние случаи.
С месяц назад, по пути на работу, засовываю руку в задний карман, достаю пять гривен, чтобы купить на работу половинку чёрного хлеба, подхожу к салтовскому хлебному магазину на остановке «Постышева, протягиваю продавщице 5 гривен за хлеб.
Тут меня хлопает по плечу молодой парень, который шёл следом за мной, и протягивает мне 200 гривен, одной купюрой (это больше моего однодневного заработка сейчас на фабрике).
- Вы там из заднего кармана уронили на дорогу.
Ну, не люблю я кошельков этих, деньги у меня просто так в карманах валяются.
А четыре дня назад и вовсе, чуть, по рассеянности, свой «Ассус» «К-200 Е», не дешёвый планшет, не потерял.
Подвёз меня мой Матвей к метро «Холодная гора» на своей машине после работы.
Пока ехали, глянул кое-что по планшету, потом разговорился с женой начальника производства Лабузовой Валентиной Алексеевной, ехавшей вместе со мною на заднем сидении машины.
Вышел, попрощался с Матвеем, зашел в магазинчик в полу-подвале возле метро.
Потом спускаюсь в метро, решив съездить на пару часов в библиотеку Короленко, и обнаруживаю, что планшета в сумке нет!
- «Ага,- думаю,- заболтался с Валентиной Алексеевной, и на сидении у Матвея оставил планшет.
Матвей забирает жену Таню с работы из аптеки частной клиники возле метро.
Иду туда, захожу к Танюше:
- Танюша, я там у Матвея в машине планшет забыл. Где он, машина закрыта?
- Сейчас, Юрчик, я ему позвоню.
Звонит:
- Ой, Юрчик, Матвей пошёл пройтись по базарам возле метро, и магазинам, говорит, чтобы ты пол часа его подождал.
Ну, подождал, мило побеседовали с Танюшей об их с Матвеем дочурке Анечке, какая она умница, что хорошо учится в фарминституте, уже на третьем курсе.
Матвей, любитель по базарам и магазинам лазить, пришёл лишь через 40 минут.
Открывает дверцу с тонированным стеклом машины, а планшета нет!
Мне:
- Ну ты и раззява! Вспоминай, куда заходил после того, как из машины вышел! Беги туда, я тебе на планшет звоню, гудок идёт, значит карточку ещё не вытянули из планшета!
Бегу в магазинчик, куда заходил, спрашиваю у продавщицы, не оставлял ли я на полке магазина планшет, когда ковырялся в своей сумке?
- Оставляли,- улыбается продавщица.- Люди нашли его, и мне передали, чтобы я вам вернула, когда хозяин прибежит за ним. Нате ваш планшет.
Вот такие вот дела.
А чо, Вольф, братишка, по-моему, готовая статья получилась, в ответ на твою в рубрику «Облико морале».
Назовём её: «В моём Харькова воров и не воров — 50 на 50. А у Вас?
«…Без сомнения, воровство в России распространено так же, как и на Украине, возможно даже в большей степени, чем на Украине…
Это и есть лейтмотив данной статьи. Вымазать грязью чистого. Опросил родственников и знакомых. Все уверены, что в России воруют, но ни у кого ничего никогда не украли. Оказалось, что информацию о воровстве они получают из интернета, ТВ, радио и слухов…
России до украинского воровства и коррупции, как ракам до Киева…
Вы придираетесь к словам. Хобби такое что ли?