Есть фильмы, которые хочется пересматривать снова и снова. Их немного. Как правило, это шедевры киноискусства, десятилетиями не теряющие своей актуальности. Есть фильмы, которые посмотрев один раз, хочется посмотреть во второй, только ради того, чтобы лучше понять и осмыслить увиденное. Чаще всего, это картины с глубоким смыслом, над которыми приходится размышлять. А есть фильмы, которые достаточно увидеть один раз и больше к ним не возвращаться. Таких большинство. Они практически не оседают в памяти, сливаясь с прочим информационным шумом, который мы поглощаем изо дня в день. К категории таких фильмов можно смело отнести пропагандистскую ленту «Зима в огне».

Картина «Зима в огне» посвящена т.н. евромайдану, событиям зимы 2013-2014, что привели к насильственной смене власти на Украине. Фильм, ранее победивший на кинофестивале в Торонто и участвовавший во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля, претендует на главную кинопремию, поскольку является продуктом совместного производства Украины, США и Великобритании. В настоящий момент выбран в пятерку номинантов на «Оскар» среди лучших документальных фильмов. Церемония награждения запланирована на 28 февраля…

В картине представлены любительские видеоролики очевидцев, дополненные комментариями участников, взятыми как в ходе протестов, так и после них. Развитие событий показано в хронологическом порядке, от «избиения студентов» до бегства Януковича. Все вместе сшито из довольно примитивных режиссерских приемов и сдобрено пропагандой третьего сорта. Стиль фильма, подача, образы, даже английские субтитры внизу, четко обозначают аудиторию, которой данный продукт предназначен к просмотру. За полтора часа на экране разворачивается череда событий, повергших Украину в хаос. Если не воспринимать эмоции, которые усиленно навязываются в ленте, можно увидеть, что происходящее укладывается в рамки привнесенного извне, хорошо расписанного до мелочей сценария.

Спустя два года, переворот на Майдане уже успел стать историей. А историю, особенно ту, которая выгодна пришедшему к власти режиму, принято всячески приукрашать. «Зима в огне» призвана показать «героическую борьбу украинцев за свои права» против «диктаторского режима Януковича». С этой целью в фильме активно педалируется мысль о том, что народ сам вышел на борьбу, поскольку больше не мог терпеть произвол «коррумпированной верхушки». На сегодня это самая распространенная точка зрения в украинском обществе. Фильм просто озвучивает общепринятые доктрины, что хорошо вписывается в систему представлений рядового украинского ура-патриота. Внушается идея о том, что на Майдане произошло единение нации. Если не брать в учет примерно половину населения Украины, отвергавшего государственный переворот под маской евромайдана, то в какой-то степени можно считать, что единение действительно было. На короткое время. Но подобное «единство» обычно очень скоро распадается на исходные составные части. Именно это произошло. Искусственно объединенная кукловодами часть украинского общества распалась. Это можно наблюдать и сегодня, когда разрозненные протесты разных категорий граждан, зачастую идут в противоречие интересам друг друга, и никакой речи об объединении нет. Даже общность лозунгов и похожие цели не в состоянии сплотить разные группы недовольных в монолитный протестный кулак. Без внешнего контроля подобные недовольства – не более чем сотрясание воздуха. Отсутствие в сегодняшних протестах внешнего идейного и финансового управления, которое было на евромайдане, определяет хаотический характер социальных протестов, их бесплодность и неэффективность.

Ряд моментов в «Зиме» упрощен. Словно не нарочно замята тема бандеровщины. Практически не показаны представители «Правого сектора», сыгравшего важную деструктивную роль в «революции достоинства». Градус радикального национализма минимизирован до приемлемого уровня. Здесь вы не услышите знаменитые кричалки: «кто не скачет – тот москаль», «москалей на ножи» и «комуняку на гилляку», в связи с чем остается чувство недосказанности. Ведь реальность была куда более насыщенной и яркой в негативном смысле этого слова. Прежде всего, «Зима в огне» пытается втолковать зрителю, что украинцы боролись за лучшую жизнь. Лучшая жизнь, как и светлое будущее, выступает одним из наиболее устойчивых архетипов в сознании постсоветского человека. Когда идет речь о «счастливом будущем для наших детей», постсоветский человек, перепрошитый на националистические коды, сразу мобилизуется на борьбу, пусть даже итогом ее будет полный крах и личное поражение. Не секрет, что та часть украинского народа, которая поддерживала переворот, была искренне уверена в справедливости борьбы против «диктатора». И многие, вопреки разуму, верят в это до сих пор.

Автор фильма не пытается достичь объективности. События строго поделены на черное и белое настолько явно, что нет даже намека на интригу, как нет возможности посмотреть на происходящее с противоположной стороны баррикад. Показана только одна версия, одна точка зрения, один взгляд. Здесь вы не встретите ни одного комментария, ни одного интервью от представителей «антимайдана». Противоборствующего лагеря как бы нет. Вместо этого, отсутствие критического взгляда вытеснено излишне эмоциональными комментариями от «свидетелей майдана». Также не показано к чему привел майдан после, какие у него результаты. Данный фильм – всего лишь мнение одной из сторон, имеющее к объективности такое же отношение, как и любая другая пропагандистская лента.

От просмотра «Зимы» становится грустно за обманутый украинский народ, за разбитые надежды о лучшей жизни, за разрушенную страну и тысячи покалеченных судеб. Народ использовали, как используют всегда и везде, в прошлые времена и в настоящие. В итоге получился развал и руины, неоправданные надежды, отнятое будущее. Благие устремления потонули в потоке ненависти, а сама Украина оказалась у края пропасти. После «зимы в огне» наступило «лето в огне», когда кровавая баня на Донбассе ознаменовала собой начало длительной гражданской войны, которой до сих пор не видно конца…

Однако, фильм посмотреть стоит. Один раз посмотреть и забыть. Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть как прекрасная, цветущая страна в короткий срок может быть погублена революционным безумием. На самом деле события, показанные в фильме – это величайшая трагедия украинского народа. Народа, ставшего заложником крупной геополитической игры иностранных государств. «Зима в огне» представляет собой своего рода историю болезни государства и общества. Да, на некоторые вещи приходится заставлять себя смотреть не морщась. Многие кадры в этом фильме, из разряда таких вещей. Но российскому зрителю их надо увидеть, чтобы пропитаться ужасом и отвращением к любым попыткам сделать государственный переворот у себя.

Сегодня украинцам внушают, что майдан величайшее достижение, а трудности переходного периода надо перетерпеть и тогда однажды все будет хорошо. Кто-то все еще продолжает верить майданным мифам, кто-то разочаровался и выбросил «революционные флажки» на помойку, кто-то никогда и не поддерживал майдан. Но всем им приходится жить на общих руинах. Майдан отбросил Украину на много десятилетий назад. Стране предстоит длительный «послевоенный период», придется отстраивать заново то, что разрушено, смириться с потерей части территорий, с фактическим отсутствием суверенитета, с внешним управлением, и заставить себя поверить, что все это временно. Но ничего этого могло и не быть, если бы ни кровавая зима в огне…

 

14_04

 

А. Вольф

 

.