images                         Казни египетские

 

Автор: М. Волгин

“И простру руку Мою

 

и поражу Египет

 

всеми чудесами Моими…”

 

Исход 3:20

 

             БОЙЦЫ

   Первобытные еврейские народности принадлежали к кочевым племенам. Они постоянно передвигались к побережью в поисках земель, на которых можно было остановиться. Вели напряженную борьбу с ранее укрепившимися в тех местах людьми, которые занимались земледелием и скотоводством. О воинственном характере этих племен свидетельствует не только история еврейского народа, но и этимология имени Израиль. Израиль или, точнее, “сыны Израиля (в собирательном смысле) — одно из древнейших наименований этого народа. Оно, вероятно, означает “тот, кто сражается”, “тот, кто побеждает”, “боец”. Согласно еврейскому преданию, национальный герой Иаков, считавшийся отцом двенадцати племен, изменил свое имя на Израиль после того, как вышел победителем в борьбе с божьим ангелом, даже чуть ли не самим Богом. Библейский Моисей продолжил свободолюбивые традиции патриархов своего народа в период тяжелого египетского рабства. Моисей увидел страдания своего народа и однажды в порыве негодования убил египетского надзирателя, который жестоко наказывал рабочего-израильтянина. Моисею грозила смертная казнь, и он вынужден был бежать из страны. Когда же он снова возвратился в дельту Нила, то главного угнетателя израильского народа Рамсеса II Великого уже не было в живых.

   Освободительную борьбу против фараона Мернепта, сына Рамсеса II, резиденция которого находилась на одном из северных каналов Нила, возглавили Моисей и его брат Аарон. Фараон добровольно рабов-израильтян отпустить отказался, после чего над Египтом и разразился ряд бедствий, которые получили название казней египетских. Богословы, как правило, не видят естественных причин “египетских казней”. Атеисты считают “чудеса” вымыслом. Для правильного понимания событий, описываемых в книге Исход 7:14 — 12:36, отметим, что для людей древних цивилизаций все равным образом сопровождалось чудом. Сама идея чудесного требует знания определенных законов природы, хотя бы истолкованных в соответствии с возможностями эпохи.

                 БИБЛЕЙСКИЕ ТЕРРОРИСТЫ

   Следует помнить, что у евреев-скотоводов, попавших в египетское рабство, научная терминология отсутствовала, и поэтому нам, чтобы не скатиться к мистике, необходимо найти разумное объяснение событий, происходивших около 3,5 тысяч лет назад, и в поэтической форме отображенных в Псалмах: “Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб, даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их. И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего. Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него. Простер облако в покров (им) и огонь, чтобы светить (им) ночью. Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их. Разверз камень и потекли воды, потекли рекою по местам сухим…” (Псалтырь 104:26-41).

   Причину казней, которые привели Египет к экономической и экологической катастрофе, богословы видят в том, что египтяне отказались поклониться истинному Богу. В Библии же прямо указывается на возросшую численность израильтян, рост освободительных настроений и агрессивность семитических племен, на разрушение ими оросительной системы Египта. Разрушение оросительных систем, как правило, приводило ранее процветающие земледельческие цивилизации к гибели. Вот, что об этом пишет специалист по земледелию Б. Адрианов: “Жгучее палящее солнце, соседство мертвых песчаных пустынь — эти страшные враги обрушивались на голову земледельца; против них он противопоставляет только свои чигири с водою; не хватает рук… и солнце неумолимо выжигает все посеянное. Где вода — там жизнь, где ее нет — там смерть. И жизнь, и смерть граничат слишком близко одна к другой, чтобы хлебопашец мог ослабить свое внимание в этой непрерывной борьбе. В этих особенностях ведения хозяйства и кроется главная причина того, что одна опустошительная война оказывалась способной обезводить страну на целые столетия и лишить ее всей цивилизации”.

   Буквальное восприятие библейских текстов книги Исход 7:14 — 12:36 порождает иллюзию о непричастности предков евреев к разрушению оросительной системы Египта. Богословы все казни над египтянами возлагают на Бога. Но если вспомнить, что египтяне, иудеи и христиане помещали и помещают Бога в свое сердце, то мы увидим то, что обычно бывает в истории — борьбу угнетенного народа за свое освобождение от зависимости и эксплуатации.

   Для правильного понимания текста необходимо также знать смысл некоторых специфических выражений, например: “предстать пред лицом фараона”. Этот древний оборот речи выступает в значении “противник” и несет смысловую нагрузку “выступления против фараона”, а не смотрящих дружелюбно друг на друга людей. Выражение “направил свой жезл” означает “направил свои войска”, так как в Египте слово “жезл” было синонимом боевого отряда или войска, т. к. количеству воинов в отряде соответствовало количество зарубок на жезле. Племена семитов в период Исхода были поделены на полки. Старейшины племен поддержали план Моисея разрушить оросительную систему во время “красного прилива”, когда оросительные каналы освобождались от нильской воды и их дно высыхало, т. е. становилось сухой землей. План состоял в разрушении шлюзов большого канала, разделявших воды Красного моря от пресноводной оросительной системы: “ возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше”. (Исход 4:9).

               ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОДЫ В КРОВЬ

   Для древних египтян периодическое превращение воды в кровь имело свое объяснение. Они связывали это явление с именем бога Гора Бехдетского, изображавшегося в виде крылатого диска. “Ты бросил капли крови в воду… и поэтому канал Гора Бехдетского и по сей день называется кровавым”-пишется в одном из гимнов.

Жители Междуречья, древние шумеры считали, что потоки, текущие с гор, становятся красными от крови, вызванной дефлорацией, которую совершал бог Нинурту. “…Семенные потоки окрасились кровью при лишении девства, всесильный властитель, семенные потоки, извергнутые Великой Горой”.

Бога Нинурту, превращавшего горные потоки в “кровь”, шумеры изображали в верхней части с крыльями, а нижняя его часть переходила в низвергающийся поток воды.

Европейские летописи сообщают о божьих знамениях — “кровавых” дождях. В 1117 г. в Лотарингии выпал проливной “кровавый” дождь. Потоки “крови” с неба вызвали сильный страх у жителей и духовенства, которое собралось на совет для выяснения степени виновности грешников в этом событии. В 1960 г. выпал красный дождь в Грузии, но к этому времени “кровавые” дожди уже не были чудом, так как ученые исследовали под микроскопом красные капли дождя и нашли в них пыль красной охры.

Выяснили ученые и “чудо” превращения воды в “кровь” египетским богом Гором Бехдетским и еврейским богом Яхве. Виновником этого “чуда” является “красный прилив”. Морская вода Красного моря меняет цвет вследствие сильного цветения многочисленного фитопланктона. Цветение сине-зеленых водорослей вызывает резкий дефицит растворенного кислорода, массовую гибель рыбы и беспозвоночных.

В Библии эти естественные явления природы описаны в соответствии с миропониманием древних евреев как чудеса, которые совершил их бог Яхве. Из-за цветения фитопланктона египтяне не любили красный цвет и опасались его как предвестника смерти. “Красный прилив” они изображали в виде красного змея Тифона. Израильтяне, наоборот, обожествляли змея и красный цвет как символ освобождения и спасения. Как уже было сказано, план Моисея по освобождению своего народа из египетского рабства состоял в разрушении оросительной системы египтян. Аарон со своими отрядами должен был уничтожить шлюзы большого канала и пустить цветущую кровавую морскую воду в оросительные каналы и бассейны с питьевой водой. О наличии таких отрядов у взбунтовавшихся евреев свидетельствует сама Библия ( Исход, гл. 6), а также указание на жезл Аарона как символ армии, которой он командовал, разрушая оросительную систему египтян. “И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки…” (Исход 7:20-21).

   Выше представленный текст передает волнующие, полные трагизма события седой древности. Аарон поднял свой жезл – полк против фараона и его подданных (в тексте “рабов”). Древний лексический оборот — пред глазами фараона и пред глазами рабов его – несет ту же смысловую нагрузку, что и оборот: перед лицом фараона, т.е. против фараона и его подданных.

Аарон со своими полками нанес удар по оросительному каналу – “ударил по воде речной”.

В Египте до сих пор слова “канал” и “река” – синонимы. Земляные преграды, отделяющие морскую воду от пресной воды оросительных каналов, были разрушены отрядами Аарона.

Морская соленая вода, красного цвета из-за цветения фитопланктона, вонючая, из-за задохнувшейся от недостатка кислорода рыбы, попала в оросительную систему Египта. В это время года оросительные каналы были без воды, так как наступил сбор урожая, а Нил пересыхал. Вонючая красная и соленая вода, лишенная кислорода, необходимого для дыхания рыбы и земноводных, заполнила оросительную сеть, бассейны и питьевые колодцы. Библия донесла до нашего времени печальные для египтян результаты диверсии Аарона: “вода в реке (канале) превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла и река воссмердела, и египтяне не могли пить воды из реки”

                   ЖАБИЙ «ИСХОД»

   Естественно, что жабы, которым посвящено второе “чудо”, вынуждены были спасаться на суше, так как не могли находиться в испорченной воде: “…и вышли жабы и покрыли землю Египетскую”. (Исход. 8:6). Известно, что на суше, под палящими лучами солнца сотни тысяч бедных жаб выжить не могли, так как солнце им противопоказано. Жабий народ совершил свой “исход в пустыню”, где неизбежно погиб. “И собрали их в груды, и воссмердела земля” (Исход. 8:14).

                 МОШКИ ИЩУТ ВЛАГУ

   Египет и многострадальные жители переживали тяжелые времена. Вода в Ниле спадала, водоемы пересыхали. Наступило время суши. Аарон со своими боевыми отрядами последовательно осуществлял планы Моисея по разрушению сети орошения и водоснабжения Египта: “ Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте” (Исход. 8:17).

   Мошки, которые обычно тучами роятся во влажных местах, над водоемами, после разрушения последних жезлами Аарона, явились тучами “на людях и на скоте”. Кожа человека и животных выделяет влагу. Под жаркими лучами солнца эта влага испаряется. Поэтому человека и животных как бы окружает воздух с повышенным содержанием влаги. Для египетских мошек, так же ставших жертвами террористических актов Моисея и Аарона, ничего больше не оставалось, как воспользоваться влажными испарениями с кожи животных и человека. Как видим, и в этих “чудесах” нет ничего таинственного.

                     БЛОХИ И МУХИ

   Для полноты повествования, скажем несколько слов о блохах и песьих мухах. Э. Церен в книге “Библейские холмы” сообщает о них следующее: “Весной пробуждаются целые полчища блох и кровожадно бросаются на людей. Затем, когда солнце начинает посылать палящие лучи на землю, блох сменяют облака песчаных мух, укусы которых весьма болезненны. Приходится опасаться и финиковых ос, своеобразной разновидности обыкновенного шершня, оставляющих после укуса горящие нарывы. Мучительные боли доставляет “багдадская” или “годовая шишка”, как ее называют арабы… Из кожных узлов образуются большие болезненные опухоли. Они гноятся и могут привести к ужасным уродствам. Некоторые европейцы, как, например, немецкие археологи Андре и Кольдевей, испытали на себе это неприятное заболевание”

Библия в духе мифологического сознания, что естественно для иудеев-скотоводов, относит эти природные явления как и саранчу к очередным чудесам бога Яхве. “…налетало множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух”. (Исход. 8:24). “сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте”. (Исход. 9:10).

О саранче читатель может узнать без особого труда, обратившись к энциклопедическим словарям или даже школьному учебнику.

           ТЬМА ЕГИПЕТСКАЯ

   Более интересной и загадочной выглядит девятая казнь, широко известная как “тьма египетская”. “И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона”. (Исход. 9:8).

“Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня”. (Исход. 10:22). Данный текст свидетельствует о масштабных рукотворных пожарах, устроенных отядом (рукой) Моисея путем разбрасыванием огненного пепла на огромной территории (к небу).

   Очень похожее “чудо” Господь сотворил уже в нашем веке. В 1952 году Лондон был окутан плотным черным туманом, и видимость в течение нескольких дней не превышала десятков сантиметров. Погибло 4 тыс. чел. Причиной лондонского чуда явились угольные камины, а у предков евреев — печи, которые стали центрами конденсации. Печи выбрасывали в атмосферу твердые частицы сажи, которые окрашивали капельки тумана в черный цвет. Туман становился непроницаемым для солнечных лучей. Другими словами, – “наступила тьма”. Массовые пожары, что в Египте, что во времени московских пожаров 1812 года, что в Северном Вьетнаме во время Американо — Вьетнамской войны неизбежно превращают ясный день во «тьму египетскую».

                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы, любезный читатель, и разобрались в некоторых библейских чудесах, за которыми закрепилось в религиозной литературе название – “казни египетские”.

О современных богословах, пренебрегающих естественными науками, можно сказать словами Библии: “Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат даже до сего дня”. (К римлянам. 11:8).

М Волгин

Киев