Мировые СМИ продолжают обсуждать российско-турецкий инцидент.  В основном  его последствия.  При этом как то невнятно освещается вопрос: Кто отдал приказ на уничтожение российского бомбардировщика?  Вопрос очень интересный.  Кто и чего хотел этим достичь?  Слова турецкого премьера,  Ахмет Давутоглу,  что он лично распорядился сбить нарушителя после сообщения о нарушении границы,  всерьез никто не принимает, поскольку за два десятка секунд, на которые российский самолет теоретически мог залететь на турецкую территорию, не то что решение не примешь,  доклад от военных выслушать не успеешь.

Самый экзотический вброс на эту тему приписывает злодейское распоряжение Обаме.  Якобы во время саммита «Большой двадцатки» Эрдоган скромно поинтересовался у Американского Президента,  можно ли в воспитательных целях сбить русский самолет, на что Обама молча кивнул.  Ну а дальнейшее мы знаем. Понятно, что к подобной конспирологии всерьез относиться нельзя.  Это зеркальное отражение лозунга «Путин во всем виноват». Уже ясно,  что произошедшее только сыграло на руку России,  которой просто развязали руки. Теперь Россия, развернув комплексы ПВО С-300 и С-400, полностью контролирует сирийское небо и никакое несанкционированное вторжение туда без российского согласия невозможно. Для Турции этот вопрос, похоже, закрылся навсегда. Более того,  теперь можно поставить жирный крест на снабжении протурецких боевиков в Сирии и на нефтяном бизнесе с ИГИЛ,  который по сообщениям западных СМИ контролировал сын Эрдогана.

Массовое авиационное избиение разного рода конвоев на турецко-сирийской границе уже началось.  И началось оно с массированного авиационного удара российских ВКС по захваченному исламистскими боевиками пограничному сирийскому городу Аазиз — одному из трех основных коридоров помощи исламистам на сирийско-турецкой границе и главному их логистическому  центру снабжения. Уничтожение  российского бомбардировщика и последовавший вслед за этим демонстративный расстрел спасавшегося на парашюте летчика и вертолета спасательной группы под объективы кино-фотокамер, оказавшихся в нужное время в нужном месте, говорит о заранее спланированной акции. Очевидно, что самолет «пасли»,  изучали маршрут, и ждали отмашки.  И она последовала. Почти сразу после окончания Саммита «Двадцатки»  в Анталье. Вспомним, как Эрдоган во время группового фото участников уклонился от рукопожатия с Путиным.  Демарш,  который бросился в глаза. Выдержки на саммит хватило, а потом очевидно взыграли эмоции и не удержался,  санкционировал то, к чему давно готовился. Еще есть версия, что Эрдогана подставили свои, и главным выгодоприобретателем выступают его «соратники» по партии,  которые устали от экстравагантного турецкого президента и хотят таким образом отправить его в отставку,  а российский самолет стал жертвой внутренних разборок в турецком руководстве.  Такая версия имеет право на существование, но все-таки не будем преувеличивать Восток.  Западная культура мышления ему не свойственна, там далеко не все умеют просчитывать,  и когда эмоции захлестывают, начинают действовать импульсивно.  Особенно когда лишают бизнеса.  Франция нарвалась на терракт после того, как подвергла подконтрольные ИГИЛ нефтяные месторождения.  Россия разнесла в хлам более пятисот бензовозов, направлявшихся в сторону турецкой границы, но в России теракт просто так не проведешь,  исламисты загнаны в глухое подполье и их возможности ограничены, но самолеты без прикрытия уязвимы. Кстати, почему летали без прикрытия?  Самоуверенность,  или уверенность, что турки не дойдут до подобной наглости?

Эрдоган дошел.  В случае с самолетом он выступал не как Президент Турции,  а как крестный отец некоего криминального семейного высокодоходного бизнеса по перепродаже  подконтрольной ИГИЛ нефти и предметов древностей. И когда его стали беспощадно этого бизнеса лишать, он повел себя не как государственный деятель, а по понятиям, как положено главарю мафии.  И иначе поступить он не мог,  свои не поняли бы. Лицо надо было спасать,  хотя в результате и была подставлена собственная страна.

Не случайно, Запад, прекрасно осведомленный о художествах клана Эрдоганов, не стал вмешиваться в конфликт, ограничившись туманными и ни к чему не обязывающими сентенциями о праве на самооборону.  НАТО тоже отошло в сторону.

Рассчитывал ли Эрдоган на поддержку НАТО, сказать трудно. Но попытался. И сейчас вынужден реагировать по ситуации.  Как и американцы,  которые теперь особо “благодарны” Эрдогану за сотворение ситуации,  благодаря которой резко укрепилось российское военное влияние в восточном Средиземноморье. Что придумают американцы в ответ, сказать трудно,  но зная их пристрастие к провокациями с авиационными катастрофами,  можно предположить  в не столь отдаленном будущем еще один сбитый самолет.  На сей раз турецкий. Эрдоган  уже во всеуслышанье заявил, что летать над Сирией будет,  и атаку на свои самолеты будет воспринимать как агрессию против Турции.

Россию, что совершенно очевидно, будут провоцировать. Смогут ли ВКС России погасить возможную активность турецкой авиации средствами радиоэлектронного подавления, покажет время. Возможности для этого есть.  С-300 и С-400 следует рассматривать только как гарантию от новых атак на российские самолеты, которые вряд ли повторятся.  Самоубийц  среди турецких летчиков нет.

Еще одним результатом турецкой провокации стало развязывание России рук в курдском вопросе.  До вчерашнего дня она воздерживалась от открытой поддержки курдов, не желая портить отношения с Турцией. Теперь они испорчены, и Путина уже ничего не сдерживает. Курдский фактор Ближнего востока теперь получит новый импульс, и для Турции  он может оказаться убийственным.

Как ни парадоксально, но союзником в курдском вопросе у России оказываются США, давно стремящиеся разыграть курдскую карту, в том числе и для обуздания Эрдогана,  вполне возможно совершившего для себя роковую геополитическую глупость.

Одним словом, Ближневосточный клубок запутался еще больше.  Взаимопроникновение интересов и отсутствие внятной политики у некоторых участников делает ситуацию плохо просчитываемой и непредсказуемой.

 

Епифан Епифанов