Неоднократно натыкался на различных ИноСМИ на утверждение, что русские ничего нового не производят. Вся их «новая» техника — это не более чем почищенная от ржавчины советская. В лучшем случае — её глубокая модернизация. Особенно  витийствовали на Украине, а непритязательная украинская публика с радостью воспринимала такие «открытия» украинских журналистов. И все были при деле и счастливы. Однако…

Так получилось, что я уже довольно давно не интересуюсь авиацией. После увольнения в запас в девяностые , махнул рукой на российскую армию. И, как показала практика, напрасно. Недавно совершенно случайно столкнулся с несколькими отзывами из независимых источников по поводу нового учебно-боевого российского самолёта ЯК-130. Заинтересовавшись, копнул тему ещё и самостоятельно. И накопал очень интересные вещи, заставляющие делать далеко идущие выводы.
Начнём с того, что ЯК-130 -полностью российский самолёт. До разрушения Варшавского договора и СССР учебно-боевые самолёты для всех стран-участниц делала Чехословакия. И никакого задела по учебно-боевым машинам от СССР не могло остаться от слова «совсем». Да, конкурс был объявлен ещё в 80-е годы, но предполагалось, что его всё равно выиграют чехи. И всерьёз в СССР этой темой не занимались. Во всяком случае, до момента развала ОВД (и СССР) и финансирование и кадры были по остаточному принципу, а для кого-то это было просто синекурой.

Когда же ОВД и СССР приказали долго жить, тогда и началась серьёзная работа над перспективной «учебной партой». Первоначально в проекте участвовала ещё и итальянская Aermacch, но довольно быстро пути-дорожки разошлись. И итальянцы, получив документацию на базовую модель, разработали и производят сейчас свой самолёт M-346. Правда, в итальянском исполнении он почему-то получился в два раза дороже… mafia è immortale ? smile

Я неоднократно бывал в кабинах чехословацких учебно-боевых машин. И даже пилотировал их. Правда, в основном тренажёры. smile Основное отличие от новой машины — приборы. Старых стрелочных практически нет. Они заменены на многофункциональную цифровую электронную индикацию. Ну и что? А то, что теперь можно учить курсантов не на самолёты 2-3, а 4-5 поколений! Кроме того, внедрена специальная программа имитации полётов. И теперь есть возможность на ЯК-130 обучаться полётам на совершенно других машинах. Полностью научиться пилотажу более сложных машин нереально. Но сэкономить ресурс этих более тяжёлых и дорогих машин легко. Что повышает возможности по обучению и переобучению на перспективные машины, ускоряет и сильно удешевляет этот процесс. Соответственно, повышает боеготовность при снижении расходов на подготовку.

Приятно удивили меня и пилотажные возможности новой машины. В принципе, на ней можно делать такие фигуры высшего пилотажа, которые могли выполнять лишь отдельные типы машин. И пересчитать типы, которые в состоянии выполнять «Кобру Пугачёва» и «Чакру Фролова» можно по пальцам. А вообще спектр навыков, которые можно приобрести на этой недорогой в эксплуатации машине просто поражает. Вообще, проще сказать, чему военный лётчик на ней научиться не может. Собственно, я не знаю, чему! smile

Вдвойне приятно, что машина продолжает совершенствоваться и модернизироваться. Кроме базовой модели имеются или на подходе палубный учебный, беспилотный разведывательный, штурмовик или истребитель-бомбардировщик. Реальная потребность в такой машине -около трёх тысяч машин (с учётом возможного экспорта). В связи с неспокойной обстановкой в мире эта оценка может оказаться заниженной. А с учётом падения курса рубля и долларовой цены -занижена очень сильно. Не исключено, что при определённых условиях заводам-производителям (как уже многим в РФ) придётся расширять производства и нанимать новых рабочих.

Ну и самый главный вывод. Сейчас у РФ есть на чём массово и недорого готовить и переподготавливать пилотов для практически любого существующего и перспективного боевого самолёта. Такая возможность есть далеко не у всех стран. Отсюда можно сделать смелое предположение, что кремлёвское руководство заранее знало о предстоящем в будущем росте числа и интенсивности конфликтов в мире. И приняло все меры для того, чтобы встретить новые вызовы современности во всеоружии. В лучшем случае теперь РФ заработает на продаже своей техники. Ну а случись, не дай бог, война…

В общем, итог для свидомых (или всё ещё считающих себя таковыми) довольно печален. «Клятые москали» ухитрились подстелить соломки в нужном месте. Ещё и заработают на этом. Впрочем, скакать и кричать это никому абсолютно не мешает… smile

28 октября 2015г.

Вадим Топал-Паша

….