Ни что так не вызывает раздражение,  как мифотворчество на государственном уровне.  Вот и на проходящей в Московском манеже выставке «Рюриковичи»  растиражировано утверждение Льва Гумилева о том, что Александр Невский стал побратимом хана Сартака, сына Батыя.  Утверждение,  никакими первоисточниками,  если не считать конечно за таковые  произведения самого Льва Николаевича, не подтвержденное.  Но теперь возведенное в истину в последней инстанции и размещенное на стенде посвященному Великому князю Владимирскому и русскому святому.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Тут же неподалеку вывесили и утверждение нашего дипломатического бульдога Лаврова, что Невский был чуть ли основоположник русского дипломатического искусства. Но вот тут я дал маху, не заснял Лавровское высказывание,  так что поверьте мне на слово. В результате российский обыватель, побывавший на выставке, усвоит не только побратимство Невского с Сартаком, но и то, на что можно пойти во имя высшей дипломатии,  типа Невскийслил. Чего, как  понимаете, и в помине не было.

К каким последствиям может привести такое мифотворчество, и откуда ноги растут я писал еще два с половиной года назад в своей статье «О том, кто превратил Александра Невского в побратима Сартака Батыевича, и о методике, по которой кое-кто переписывает русскую историю.»  Ввиду актуальности вопроса  воспроизвожу ее ниже еще раз.

ПАРМЕН ПОСОХОВ

 

О том, кто превратил Александра Невского в побратима Сартака Батыевича, и о методике, по которой кое-кто переписывает русскую историю.

 

Александр Ярославич Невский для России фигура знаковая. Русская православная церковь возвела его в ранг святого, его культ, можно сказать, насаждался в царской России, а затем и в Сталинской. Недаром, и при царизме и при Сталине были учреждены ордена его имени. Понятно, что реальный образ князя имел весьма мало общего с его каноническим обликом, как и у его современника Даниила Галицкого, которого сегодня некоторые украинские историки за уши тащат в национальные герои. Ясно, что Александр Ярославич фигура несколько помельче, чем его отец, Великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович, и что своей канонизаций и возвеличиванию он обязан прежде всего тому, что от него пошли князья Московские, в то время, как остальные чрезвычайно расплодившиеся Рюриковичи Низовской земли пошли от его папы Ярослава и дядьев Константина и Ивана. Это так, но также неоспоримо и то, что он был крупнейшим политическим деятелем своей эпохи и одержал ряд значимых побед, в том числе в Ледовом Побоище 1242 года.

 

 Со временем облик Александра Невского подвергся различным наслоениям, чаще всего апологетического свойства, в настоящее же время, когда ниспровергается все и вся, князю досталось уже с другой стороны, нашлись силы, которые норовят вымазать его имя в грязи. К этому вопросу я еще вернусь ниже, а пока отмечу, что апологетика апологетике рознь. Бывает апологетика умная, основанная на толковании первоисточников, а бывает и не очень, основанная на том, что «так хочется», и не просчитывающая всех возможных последствий. Со временем апологетические мифы превращаются в исторические «аксиомы»,  которые бездумно тиражируют, не утруждая себя их перепроверить по первоисточникам. Вот и Александру Ярославичу тоже досталось по этой части. Данная работа разбирает миф-аксиому про побратимство Александра с сыном Батыя Сартаком.

 

 

 

Красивый, надо сказать, миф. Ну как же, сын Великого завоевателя Батыя кровно породнился с сыном только что заваеванной Низовской земли Ярослава. Великую честь оказали, оценили так сказать, монголы по достоинству ум и молодецкую удаль русского князя. Это особенно привело в восторг клерикальные круги. Ну как же, князь то как не как святой! Даже язычники-монголы им восторгались. А Сартак аж сам христианином заделался, правда по свидетельствам современников, Рубрука например, тот был несторианиным, а не православным. Ну так какая разница! Договорились до того, что чуть ли не Александр обратил своего побратима Сартака в христианство! И все ради Святой Руси, дабы беду монгольскую отвести. Но не сложилось, Сартак папе Батыю наследовать не успел, поскольку был отравлен своим дядей Берке, узурпировавшим престол. А так быть бы монгольско-русскому альянсу! По заказу наместника Александро-Невской Лавры была даже написана картина «Александр Невский и Сартак в Орде

 

 

 

Александр Невский и Сартак
Александр Невский и Сартак

 

 

 

До поры до времени миф о побратимстве Сартака с Александром меня интересовал мало, я не считал его сколько нибудь значимым. Но тот шум, который подняли вокруг него в последнее время, привел меня к мысли перепроверить его по первоисточникам.

 

Начал я, естественно, с летописей, и что же я прочел? В том то и дело, что ничего. Ни в одной летописи, имеющей Новгородское и Владимиро-Суздальское происхождение, про побратимство НИЧЕГО не говорится, как не говорится и в более поздних летописях, в том числе и в первом апологетическом произведении, посвященному князю — «Житию Александра Невского», ни в одной из более чем десятка ее редакций!

 

В русских источниках какие либо упоминания про побратимство Сартака с Александром Невским отсутствуют.

 

Логично было бы предположить, что в те далекие времена такое побратимство могли счесть постыдным и умолчать про него. Но есть еще Западные и Восточные источники, оставившие бесценную информацию про внутреннее устройство Монгольской империи, внутридинастические отношения и отношения с покоренными народами и их правителями.

 

Основных источника четыре:

 

1.       Иоанн де Плано Карпини. «История монголов, именуемых нами татарами»

 

2.       Вильгельм (Гийом) де Рубрук. «Путешествие в Восточные страны в лето благости 1253»

 

3.      «История завоевателя мира» Ала ад-Дин Ата Малик Джувейни

 

4.       Рашид-ад-Дин.  «Сборник летописей»

 

 

 

Джованни де Плано Карпини (ок. 1182  — 1 апреля 1252)   один из основателей монашеского Ордена францисканцев, был направлен в 1245 году папой Иннокентием IV в Монголию, выведать дальнейшие завоевательные намерения монголов  и попытаться обратить хана в католичество.

 

 

 

 

 

Францисканец  Гийом де Рубрук (1215/1220—ок. 1270), уроженец Фландрии,   был отправлен в Монголию послом французским королем Людовиком IX  который стремился заключить союз с монголами против «врагов Христа» в   Азии.  Путь в Каракорум Рубрук начал с Крыма   затем попал в лагерь Сартака, откуда добрался до ставки Батыя, который и направил его к Мунке-хану в столицу. Описание путешествия Рубрук закончил к 1256 г., через год после возвращения .   Его «Путешествие» содержит известия о русско-монгольских отношениях и положении русских в Монгольской Империи.

 

  

 

 

 

Джувейни (1226 — 6 марта 1283),  этот персидский хронист, до сих пор известен  мало.

 

«История завоевателя мира»»—одно из наиболее значимых таджикско-персидских произведений, повествующее о внутреннем устройстве Монгольской империи, ее завоевательных походах. Автор широко информирован об этих событиях. Выходец из знатной семьи Хорасана, члены которой нередко и при сельджуках, и при хорезм-шахах занимали должность сагиб-диванов, ведавших финансами, Джувейни (1226—1283) не изменил традиции. С 1255 г. он принимал участие в управлении Хорасаном, а с 1255 г. единолично осуществлял власть хана Хулагу (до 1265 г.) и его преемника хана Абака над Багдадом, арабским Ираком (Нижней Месопотамией) и Хузистаном.

 

 

 

Рашид ад- Дин  (ок. 1247, Хамадан — 18 июля 1318, Тебриз) — персидский  государственный деятель, врач и учёный-энциклопедист; министр государства Хулагуидов (1298—1317).  .

 

Составил исторический труд на персидском языке Джами’ ат-таварих («Сборник летописей»), являющийся важнейшим историческим источником, особенно по истории Монгольской империи и Ирана.

 

 

 

Ни у одного из четырех авторов о побратимстве Александра и Сартака не упоминается! Более того, Александр не упоминается! Сартак упоминается, и неоднократно, собственно говоря благодаря им мы и знаем, что был такой сын Батыя Сартак (а не из русских летописей), и чем он занимался, когда жил и какую веру исповедовал. А вот Александр Невский нет. Не настолько, получается, интересовали наших авторов русские дела.

 

И что нам остается делать?

 

Обратимся к историкам. Ни у Карамзина, ни у других русских историков упоминаний о побратимстве Сартака с Александром Невским нет! Вернадского интересовали проблемы евразийства и взаимоотношения Руси со степью, и у него про это ничего нет. Наиболее полно отношения Руси и Золотой Орды исследовал А.Н.Насонов в своей книге «Монголы и Русь», но и у него ничего нет.

 

Открываем Феннела «КРИЗИС СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ» — серьезнейшее исследование, причем деятельность Александра Невского разобрана досконально и нелицеприятно. И у Феннела НИЧЕГО НЕТ.

 

Тогда откуда пошло это утверждение, которое стало аксиомой и кочует из издания в издание?

 

А вот откуда!

 

 

 

Л.Н. Гумилев. Черная легенда (историко-психологический этюд). Сила вещей и ее срывы

 

http://gumilevica.kulichki.net/articles/bl03.htm

 

 

 

«Итак, на юге и востоке было крайне неблагополучно. Только на севере монголам удалось заключить прочный мир. Александр Невский, дважды разбивший католических рыцарей и почти ежегодно отражавший литовские набеги, счел, что татары лучше немцев. Поскольку его отец, великий князь Ярослав, был отравлен в ставке Гуюка по доносу своего же боярина Федора Яруновича, Александр примкнул к врагу Гуюка, Батыю, и даже побратался с его сыном, несторианином Сартаком. «

 

 

 

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. XXX. Неизбежность расплаты

 

 

 

http://gumilevica.kulichki.net/ARGS/args730.htm

 

 » Вспомним, как осторожно вели себя по отношению к Руси ханы Золотой Орды. Сын Батыя Сартак побратался с Александром Невским и в 1252 г. обеспечил ему великое княжение Владимирское«

 

 

 

Л.Н.Гумилев собтвенной персоной
Л.Н.Гумилев собтвенной персоной

 

 

 

Никаких ссылок на первоисточники Гумилев НЕ ДАЕТ!

 

Потому, что их попросту нет. Это всего навсего его гипотеза, даже не гипотеза, гипотезы хоть как то обосновывают.

 

А здесь сказал отсебятину, а вы верьте! И поверили. Клерикальным  кругам, как я уже  говорил, очень понравилось

 

 Гумилев дальше в своих фантазиях договорился до того, что Сартак чуть ли вознамерился крестить в православие Золотую Орду, за что и был отравлен дядей-мусульманином Берке. Замечу, что мысль об отравлении Сартака дядей тоже принадлежит Льву Николаевичу. Нет даже намека на это ни у Рубрука, ни у Рашид ад- Дина, ни у Джувейни!

 

По всему выходит, что Анна Андревна Ахматова-Горенко осчастливила нас не только замечательными стихами, но и величайшим фантастом, которого по какому то недоразумению записали в историки.

 

 

 

А.А.Ахматова с сыном-фантастом
А.А.Ахматова с сыном-фантастом

 

 

 

На этом можно было бы и закончить, если бы идеи Л.Н.Гумилева не получили «творческого развития», да такого, что если бы сам Лев Николаевич знал, к чему приведут его фантазии, то ни за что бы не решился их опубликовывать.

 

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 

Примечание: Низовская земля — историческое название Владимиро-Суздальского княжества в домонгольскую эпоху. Экономически была тесно связана с Новгородом, отсюда, с Суздальского Ополья, шло снабжение Новгорода хлебом.

 

Новгородцы называли суздальцев низовцами, что многократно зафиксировано Новгородскими летописями.

 

Название Залесье, которое сегодня любят практиковать на Украине, на самом деле почти нигде в летописях не упоминается.

 

Loading...