Фройляйн Эльза

Эта статья написана на основе черновика и других материалов, любезно предоставленных автором с ником «фройляйн Эльза». Моя доля в соавторстве больше техническая. Напоминаю, что редакция не всегда согласна с некоторыми авторами. Но, тем не менее, памятуя о свободе слова, всё-таки даёт высказать всем. Хотя в своей полемике с немецкими журналами Die Welt и Der Spiegel фройляйн Эльзу даже по моим меркам периодически заносило. Хотя если сделать скидку на молодость и гормональный фон… smile

Уже больше ста лет продолжается старый спор по поводу тяжёлой военной техники, которая будет ползать по России. Кто её будет производить, кому она будет принадлежать и какие принципиальные решения будут положены в её конструкцию. В настоящее время этот древний спор обострился до крайности. Предыдущее такое обострение было в 30х-40х годах ХХ века. Тогда решался вопрос – чья техника в итоге будет ползать по России – немецкая или советская. А у немцев вопрос решался с производителями и конструкторами, а также с типом трансмиссии.

Судя по всему, советская разведка имела в ближайшем окружении тогдашнего немецкого правителя Хитлера как минимум один источник информации. А надо заметить, что сей Хитлер был не совсем правильным немцем. Родился он в Австро-Венгрии, которая после ПМВ перестала быть монархией и вообще развалилась. И только после прихода Хитлера к власти в Германии части бывшей монархии постепенно вошли в состав III Рейха. Соответственно, часть знакомых Хитлера пролезла вместе с ним к государственной кормушке. И сладко кормилась на честно отнятые у немецкого народа пфенинги.

Производители тяжёлой военной техники тоже не были исключением. Среди них ярче всего выделялся Порше, тоже, как и Хитлер, австриец. Хитлер везде старался помогать земляку. «А как не порадеть родному человечку?» (С) smile После поражения Франции в руки немцев попали тяжёлые танки, а также техническая документация на них. У этих танков была Электро-Механическая Трансмиссия (далее ЭМТ). Получив французскую технику и наработки, Порше придумал гениальную схему попила германского бюджета. Суть такая. Получает денежку на разработку ЭМТ. (При том, что наработки получены из Франции, в железе тоже существуют, нужно лишь слегка подшаманить и подогнать под немецкие стандарты.) Ну а далее пытается производить. В смысле, получает денежку для начала серийного производства, но на самом деле ограничивается постройкой предсерийных образцов или небольшой серии. Ну а сэкономленные денежки можно и попилить! smile

У ЭМТ и классической трансмиссии есть свои достоинства и недостатки, а также области применения. При больших мощностях ЭМТ даже предпочтительнее. Особенно, для гражданской техники. Для тепловозов или для большегрузных самосвалов с двигателем более 1 К л.с. , например. Однако для военной техники, да ещё и с меньшей мощностью классика предпочтительнее. Ибо классика она и есть классика! smile Кроме того, она более живучая, что для военной техники критично. Для тогдашней Германии критично было ещё и количество меди, нужное для ЭМТ. Для опытного образца или небольшой серии – пожалуйста. Но вот если производить тысячами, то британская морская блокада уже сказывается.

То есть при наличии мозга и знаний по физике в объёме 6-8 классов очень средней советской школы с самого начала было понятно, что в крупной серии танки Порше никогда не будут. Отсюда всего один шаг до понимания того, что они и задумывались не для производства, а для получения денег на Опытно-Конструкторские Разработки с последующей имитацией подготовки к серийному производству. И «попила» «сэкономленных» народных пфеннигов.

Практика доказала правоту этих представлений. Оба раза Порше проиграл конкурс на создание тяжёлого танка. В серию пошли танки Андерса. В первом случае Порше изготовил 5 учебных танков, а 89 шасси переделали в СУ «Фердинанд», затем «Элефант». Во втором ограничился 50 башнями, которые по личному приказу Хитлера затем установили на первые машины Андерса. Где эти башни явились одной из причин уничтожения этих танков. Ибо давали рикошеты вниз, и бронебойные снаряды легко пробивали тонкий верхний лист корпуса «Тигра-2» Андерса с неродной башней.

Впрочем, гораздо интереснее применение «Фердинандов» с ЭМТ в России. Применили их всего один раз, на Курской дуге. В результате из 89 осталось 47. Часть попала в руки советских воинов вообще неповреждённой (минимум, 2 штуки), а часть – с не очень серьёзными повреждениями. Значительная часть подобных повреждений на технике с классической трансмиссией или не сказались бы на подвижности или же легко устранялись в полевых условиях. Но ЭМТ более капризная и менее живучая. Так что «Фердинанды» оказались в советских руках.

Существовал черновик немецкого документа с выводами об ограничениях использовании тяжёлой техники с ЭМТ. После загадочной смерти автора он попал в руки одного танкиста, который, как будет написано в статусе его будущей правнучки, дословно не помню, но что-то про то, что в Т-34ке два раза горел – под Сталинградом и на Курской дуге. Фюрер, когда ему в госпитале крест вручал, даже малость с лица сбледнул, на ожоги глядючи. Ну и далее что-то насчёт II танкового корпуса СС, который типо форева.

Для тех, кто не в теме, поясняю, что 2й корпус СС воевал на трофейной технике (в том числе и Т-34) и личный состав у него был не строго немецкий. Были там и фольксдойчи и прочие европейцы. В том числе и будущий прадедушка одной прибалтийской немки, один из ников которой фройляйн Эльза. Так вот этот прадедушка не рискнул заикнуться про доклад с этими выводами по поводу непригодности ЭМТ для тяжёлой военной техники даже при личной встрече с Хитлером. Ибо повторное горение в Т-34 избавило его от юношеского максимализма. Да и смерть автора доклада как бэ намекала на нежелательность развития темы. Уточняю, что достоинства и недостатки ЭМТ и классической трансмиссии не были никогда ни для кого секретом. Секретом были некоторые данные, которые работали на версию, что наверху занимаются попилами. Ну или совсем тупые, что ещё хуже.

В руки советских воинов попали 39 штук «Фердинандов» в разной степени покоцаности. Удивлюсь, если советские инженеры не сделали тех же самых выводов по поводу непригодности ЭМТ для тяжёлой военной техники. Более того, чтобы окончательно в этом убедиться, и во время ВМВ и после, иногда всплывали проекты и даже опытные образцы с ЭМТ. Каждый раз военные в очередной раз убеждались, что «классика она и есть классика» и в серию тяжёлая военная техника с ЭМТ не шла. Такое положение сохранялось весь советский период.

И вот мы дожили до наших дней. Но это уже совсем другая история…

4-5 февраля 2019г. ЦФЛ.

Вторую часть, если не будет форс-мажора, когда-нибудь допишу.

Другие материалы, написанные на основе черновиков фройлян Эльзы :

1. Die Welt: Чертежи Т-14 «Армата» Путину передал Гитлер. http://трымава.рф/?p=9145
2. Фройляйн Эльза : Т-14 «Армата» против «Леопарда-3″ http://трымава.рф/?p=9065
3. «Der Spiegel» и фройлян Эльза об Т-14 «Армата» и не только… http://трымава.рф/?p=8614

Loading...

….