11 октября 2018 года Синод Константинопольского патриархата и Константинопольский патриарх Варфоломей Iотменили решение решение патриарха Дионисия IV и Синода Константинопольского патриархата от 1686 года об отделении Киевской митрополии от Константинопольской православной церкви и передачи её в юрисдикцию Московского патриархата. Отмена этого решения не была признана как Синодом Русской православной церкви, так и другими православными церквями.

варфоломей-3

Можно много спорить о том, что Москва в конце 17 века оторвала Киевскую митрополию от Константинопольского патриархата насильно, явочным порядком, после чего Константинопольского патриарха уговорили подтвердить уже свершившийся факт. Сохранились патриаршие письма Дионисия IVв мае 1686 года в которых он выразил согласие на передачу. Письмо Иоакиму, патриарху Московскому за май 1686 года сохранилось в русском переводе; письмо к гетману Самойловичу от 9 мая 1686 года, сохранилось в русском переводе; письмо российским самодержцам за май 1686 года сохранилось на греческом и русском языках, а в июне 1868 года были отправлены подтверждающие патриаршие и синодальные письма, сохранившиеся в русском переводе: синодальное письмо самодержцам и синодальное письмо Иоакиму, патриарху Московскому.  Украинские “исследователи” утверждают, что при переводе писем произошел подлог, что на самом деле передачи Киевской митрополии не было. Толкование писем якобы не правильное. Отсюда идут и сегодняшние притязания на автокефалию.

Спорить с укроисториками-толкователями можно до посинения, однако это ни к чему не приведет. Но при этом надо знать другие моменты, о которых почему то умалчивают, и которые проливают свет на истинную подоплеку действий Варфоломея I.  Речь, по сути, идет о попытке банального грабежа УПЦ МП.

В 1596 году Киевский митрополит Михаил Рагоза и другие высшие иерархи Киевской митрополии подписали Брестскую унию, по которому  признали верховную власть Папы Римского при сохранении православных обрядов. Эта церковь существует и поныне под названием УГКЦ. Она господствует в Галичине и довольно успешно проводит экспансию в остальную Украину.  Заметим, что Константинопольский патриархат Унию и отделение киевской митрополии, что называется проглотил, и попыток воссоздать  Православную Киевскую митрополию не предпринимал.

Православная Киевская митрополия была воссоздана в 1620 году, когда Иерусалимский патриарх   Феофан III посвятил нового митрополита Киевского Иова Борецкого, а также епископов на другие кафедры. Да-да, не Константинопольский, а именно Иерусалимский патриарх. Причем сделал он это на обратном пути из Москвы, где накануне находился с визитом.  Понятно по чьему наущению и по чьей просьбе.  Сделано это было, как утверждается, при военной поддержке казаков гетмана Сагайдачного.

иов борецкий
Иов Борецкий. Находился на содержании у Москвы.

С Сагайдачным тоже все очень интересно. В 1618 году он со своей армией ходил на Москву в помощь польскому королевичу Владиславу, соискателю Русского престола. Ходил хуже Батыя, вырезав, что называется, под корень взятые им по пути русские города. Упомянем лишь некоторые: Ливны, Елец, Каширу. Полютовали казаки знатно, не щадили не грудных детей, ни стариков.  В обмен за службу поляки обещали взять казаков в реестр, то есть на службу, но обманули. И вот тогда Сагайдачный, обидевшись, направил в Москву полковника Одинца с предложением служить (естественно за деньги) московскому царю.  Одинца приняли милостливо и даже денег дали. История о многом умалчивает, но после этого, почему то, запороги прониклись любовью к Православию, записались всем войском в православное Киевское братство, и поддержали новоиспеченного митрополита Иова Борецкого.

Константинопольский патриархат здесь вообще был не при делах. Каким образом после этого Киевская митрополия оказалась в его подчинении, я не знаю. По логике, если Иерусалимский патриарх рукоположил, то подчиняться должны ему. Возможно, сыграли свою роль политические соображения, ведь в то время территории Киевской митрополии входили в состав Речи Посполитой, и Константинополь для нее был более предпочтителен, чем Иерусалим, а может быть просто географическая близость. О подчинении же Московскому патриархату речь стоять не могла, поскольку у Польши с Россией не было даже мирного договора, а только Деулинское перемирие на 20 лет, и подобной иерархии поляки бы не потерпели. Но, так или иначе, очевидно, что восстановление Киевской митрополии произошло по наущению Москвы и на ее деньги.

Дальше еще интереснее. Новоявленная Киевская православная митрополия не только была создана на Московские деньги, но и в дальнейшем, до самого присоединения, содержалась на деньги из Москвы. Слава богу, что архивы 17 века сохранились, а в них есть много чего интересного. Например,  Жалованная грамота царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета Киево-Печерскому монастырю, разрешающая монахам периодически приезжать в Москву за денежной помощью для этого монастыря от 26 июня 1628 года. Или Письмо монахов киевского Богоявленского монастыря царю Михаилу Федоровичу о присылке икон, священнических одежд и богослужебных книг для монастырской церкви и об оказании помощи Греко-славянскому училищу в. Киеве от 29 января 1640 года. Представляет интерес также   Челобитная монахов Густынского монастыря о присылке книг и оказания денежной помощи ввиду бедственного положения монастыря и притеснений со стороны поляков от 16 мая 1642 года, и Лист киевского митрополита С. Косова 1651 года царю Алексею Михайловичу о присылке книг для соборной церкви св. Софии в г. Киеве, ограбленной во время захвата города войсками литовского гетмана Радзивилла.

Таких материалов не счесть.  И все они касаются помощи из Москвы.  Нищему Константинопольскому патриархату, влачивших под властью турок жалкое существование, подобным похвастаться нечем. Хотя номинально Киев ходил под Константинополем.

Но самое поразительное в том, что сменивший Иова Борецкого на месте Киевского Митрополита Петр Могила, которого на Украине чтут как мецената украинской культуры и основателя Киевско-Могилянской академии, как и его предшественник находились на тайном содержании у Москвы.  Деньги передавались через русских воевод в Путивле, а те предусмотрительно, дабы царское правительство не обвинило их в коррупции, брали с Киевских митрополитов расписки в получении.

петр могила
Петр Могила. Тоже брал деньги у Москвы

«послати те денги 13 ис Путивля в Киев 14 тайно 15 с тем же путивльцом з Григорьем Гладким и с теми путивльцы с торговыми людми, которых вы ис Путивля отпустите х киевскому мит[ро]политу к Иеву Борецкому нашего царьского жалованья двести рублев да нашу грамоту да от отца нашего, великого государя святеишего патриарха ему [ж] сто рублев да две грамоты  да к печерскому архимариту к Петру Могиле нашего и отца нашего, великого государя святеишего патриарха жалованья  семдесят рублеи к прежней даче в прибавку, что послано к нему наперед сего тритцат рублев, да две грамоты, одна грамота писана от нас, а другая от отца нашего, великого государя святеишего патриарха. И приказати им велено 19 накрепко, чтоб они в Киеве те денги и грамоты митрополиту Иеву и архимариту Петру Могиле отдали тайно, чтоб про то в Киеве нихто не сведал и никому б было не знатно»   (из грамоты царя Михаила Федоровича)

Совершенно очевидно, что после “воссоединения” Украины с Россией подчинение Киевской митрополии Константинополю стало вопиющим анахронизмом. О каком подчинении Константинополю может идти речь, если не Константинополь Киевскую митрополию восстановил и финансировал.

Можно погрязнуть в процедурной православной казуистике, но никакого морального права у Константинополя на Киевскую митрополию не было, и Москва совершенно правильно переподчинила ее себе. Не Константинополю принадлежит заслуга сохранения православия в Малороссии, а Москве.

И все сегодняшние действия Варфоломея I  и Константинопольского патриархата представляют собой неприкрытую попытку грабежа не ими созданного.  Просто, ситуативно им было выгодно пойти на союз с Порошенко.  А сегодня мы наблюдаем, как хитрые греки пытаются переиграть украинского Президента, учредив в Украине новую церковную структуру, подчиненную Константинополю. Украинские раскольники пока не в силах договориться между собой, устав новой церкви уже написан и утвержден на Фанаре, и дело осталось за малым – назначить из Константинополя экзарха-предстоятеля. Очевидно, что им не будет ни Филарет, ни Антоний.  И, запустив процесс отбора у УПЦ МП Почаевской и Киево-печерской лавр, Порошенко по сути таскает каштаны из огня для Варфоломея, решившего поживиться в сложившихся условиях.

А вера здесь не при чем. Только грязная политика и деньги.  Почему бы не наложить лапу на богатое имущество УПЦ МП?

 

Пармен Посохов

 

Loading...