арго 3.41

Предыдущие главы здесь «Попаданец — мой папачос? Гл. 97-144″ http://samlib.ru/k/kuzxmin_anton_arkadxewich/igra7gourownjailimojpapaches-popadanecgl65bardaksartilleriej.shtml

13 апреля 1909г (по Н.с.) боливийская жёлтая газета «Пагина-6» сообщила о разоблачении некоторых подробностей боёв Логрийского флота и авиации с флотами Англии и САСШ. По версии этой жёлтой газетёнки, большинству успехов в этих боях Атлантический флот обязан «Хомбре-лобо» в варианте гидросамолёта. В статье приводились фотографии различных вариантов «оборотней». Наиболее массовый на данный момент был одноместным бипланом. Существовало несколько предсерийных экземпляров с небольшой верхней плоскостью над основной коробкой. То есть триплан. Эти самолёты прочили в качестве палубного для угнанных плавучих гаражей. Но кроме одноместных, существовали ведь и спарки! Лётчикам надо было как-то переучиваться на новую машину. И, за счёт отказа от бомб и пулемётов существовал двухместный чисто учебный вариант. И хотя его фотографии не приводились, его реальность никто не оспаривал и в ней не сомневался.

Ещё «Пагина-6» опубликовала снимки, на которых «Оборотень» был поставлен на поплавки. По версии источника «Пагины-6» это было сделано для экономии моторесурса. Ибо на «Гидре» было 4 новых двигателя, а на «Оборотне» — всего 2. В условиях активных боевых действий на фоне развёртывания серийного производства новейших двигателей, в войсках ощущался постоянный дефицит исправных двигателей. Проблема ещё усугублялась тем, что первые двигатели имели ресурс порядка 50 часов. Так вот замена 4хмоторных самолётов 2хмоторными позволяла этот ресурс сильно экономить.

Но самый главный выигрыш от использования «Оборотня» на поплавках вместо «Гидры» был в возможности последнего взлетать с воды и садиться на воду при более сильном волнении. Поэтому появлялась возможность придавать «Хомбре-лобо» на поплавках практически любому кораблю средних размеров, который имел на палубе немного свободного места и лебёдку. По версии «Пагины-6» все дредноуты и линейные крейсера активно использовали для разведки в Южной Атлантики именно «Хомбре-лобо» в варианте гидросамолёта. Что позволило вести разведку не в одном направлении (при использовании гидроавиации только с «Эль Сида») но и ещё по нескольким направлениям.

По версии «Пагины-6» это позволило Объединённому Атлантическому Флоту выловить в Южной Атлантике все разбежавшиеся в разные стороны корабли Англии и САСШ. Впрочем, никаких официальных отчётов о боевых действиях в районе Ла-Платы против французского и английского флотов, а также флота САСШ до сих пор не существовало в природе. И, уж тем более, никто не собирался их делать общедоступными. Слухи и те заявления, которые попадали в прессу, всегда противоречили друг другу. И по любому вопросу существовало несколько версий событий. Экипажи кораблей тоже рассказывали совершенно разные подробности о ходе боевых действий. И если описание боевых действий в местах оживлённого судоходства, где бой наблюдали нейтралы, были более-менее похожими на правду и расходились лишь в деталях, то вот описание боевых действий в открытом океане вызывали серьёзные сомнения в их достоверности.

Более того, на страницах «Пагины-6» эти взаимоисключающие версии, пусть и в разных номерах, регулярно публиковались. Внимание читателей, конечно, это привлекало. И интерес здорово подогревало. Но вот правду сильно затемняло. Впрочем, переводы и перепечатки из «Пагины-6» принесли реальный экономический эффект. «Пагина-6» опубликовала довольно качественные фотографии двухместного варианта поплавкового варианта «Оборотня». В том числе и его внутреннее устройства. Привела тактико-технические данные. И сообщила, что заднее кресло было перевёртышем. То есть в штатном положении второй член экипажа находился лицом к направлению движения. Но если встать и толкнуть спинку сидения, то спинка становилась сидением, а сидение – спинкой. И можно было сидеть уже спиной к направлению движения. В первом случае второй член экипажа выполнял обязанности лётчика-наблюдателя или штурмана. И, не отвлекаемый на пилотирование, он с бОльшей долей вероятности мог обнаружить разыскиваемый объект. Во втором случае он мог становиться стрелком. И прикрывать самолёт от атак в заднюю полусферу.

Далее в статье расписывалась универсальность «Хомбрэ-лобо». Вроде он и истребитель, и разведчик и бомбардировщик. И всё это очень недорого. А вот о том, что всё универсальное не может быть, по определению, ещё и хорошим, умалчивалось. Классический одноместный биплан в штатном варианте вооружения имел два пулемёта «Мадсен-4», рацию, 30 кг бомб и тактический радиус около 100км. В этом варианте он мог работать с грунтовых полос от 191 метров. Если необходимо было увеличить радиус действия или взять более тяжёлое вооружение, возможность работы с грунтовых полос исчезала. Вот почему для отправки на дальность в 1000(?) км да ещё и с 250кг бомбой строились километровые ячеистые металлические полосы. Более того, только в штатном варианте вооружения и нагрузки конструкция самолёта позволяла пилотировать самолёт с перегрузками до 5 Ж. А вот в случае использования 250кг бомбы и дополнительного топлива, после взлёта приходилось очень плавно менять курс. Иначе можно было развалить самолёт прямо в воздухе.

Приблизительно тоже самое получалось при попытке вместить второго члена экипажа. Все характеристики сильно падали. Однако решения о закупке вооружений принимаются не пилотами, а политиками! А они крайне редко обладают техническими знаниями и просто здравым смыслом. После публикации сообщения о захвате угнанных и проданных Чили плавучих аэродромов в несколько высокопоставленных голов по разные стороны океанов пришла «гениальная» идея попробовать эти авианосцы перекупить. Ну и самолётов к ним закупить достаточное количество.

Собственно, наиболее сильный интерес к этим закупкам проявила Россия. После поражения в РЯВ идеи реванша витали в воздухе. И на реконструкцию кораблестроительных мощностей были вбуханы неслабые средства. Особенно жирный кусок чуть не достался верфи в Николаеве. Кроме реконструкции, собирались строить ещё два дока для кораблей до 200 метров длиной. Страна собиралась массово строить дредноуты. Однако после утопления авиацией одним налётом флота, сравнимого с погибшим при Цусиме, (кстати, некоторые захваченные при Цусиме или поднятые и отремонтированные после войны русские корабли были проданы японцами Чили и её союзникам. И вновь утоплены в этом налёте имперской авиации) некоторые горячие головы в России стали задумываться об альтернативных идеях реванша. И почему-то решили, что японский флот можно уничтожить парой налётов. Россия стала подумывать насчёт заменить дредноуты на Чёрном море авианосцами. Хотя бы частично.

Разумеется, разубеждать русских в этих заблуждениях никто не собирался. Тем более что в перспективе открывался такой огромный рынок для поставки авиации как Россия. При очень мощной научной школе, передовых позициях в аэродинамике, русские производили крайне мало своих самолётов. Да и то полукустарным способом. В основном, закупали во Франции. Производство авиационных двигателей отсутствовало как класс.

Впрочем, русские с прошлого года производили нечто вроде четырёхмоторного «Бобра», который производился Логрией сначала для Чили, затем для собственных нужд. В общем-то, и концепция и характеристики были схожие. Вот только двигатели были французские. Пока что русские могли только ремонтировать французские моторы на своих заводах. Ещё русские производили одномоторные двухместные разведчики. А вот ниша двухмоторных истребителей-бомбардировщиков во всём мире была представлена лишь имперским «Хомбрэ-лобо» и француллеттской «Дюрандаль». А русским после рекламы в виде утопления сначала флотов Чилийского союза, а затем и флотов Франции и Англии, тоже хотелось нечто подобное. Однако с деньгами в России было, мягко скажем не очень. После поражения в РЯВ и революции страна ещё глубже залезла в кабалу к франкоязычным банкирам. И денег ещё и на авиацию просто не было. А авиацию развить очень хотелось. А когда нельзя, но очень хочется, то можно. Тем более, если отобрать у флота деньги на черноморские дредноуты и, главное, сэкономить на строительстве новых кораблестроительных мощностей, ограничившись расширением и модернизацией имеющихся.

Очень аккуратно была подкинута мысль, что сделку можно провести вообще без денег. И просто поменять чуточку недостроенные авианосцы на убыточные казенные заводы в Мотовилихе, пригороде Перми. Да и собственно в Перми были интересные производства. «Пагина-6» аккуратно намекнула, что некоторые коронованные особы на Марс собрались. Яблони там выращивать. Вот и собираются убыточные пермские заводы на межпланетное ракетостроение перепрофилировать. 

Ну а по поводу части, касающейся «экономии ресурса» при замене четёрёхдвигательных гидросамолётов двухдвигательные, знающие люди крутили пальцем у виска. Обычно только пошедшие в серию двигатели имели ресурс около 50 часов. Но это в щадящих режимах, на бомбардировщиках. На истребителях из-за совсем других, менее щадящих режимов полёта тот же двигатель имел бы ресурс всего 30 часов. Ориентируясь на эти цифры можно с большой долее вероятности предположить, что и в случае с гидросамолётами особой экономии не получится. И что «Пагина-6» , скорее всего, просто занимается завуалированной рекламой продукции логрийского авиапрома!

продолжение следует…

Loading...