Помните  “Попутную песню” Глинки? А когда она была написана, помните?  Если мне не изменяет память, то при Государе-императоре Николае Павловиче. Там есть просто таки пророческие строки:

 

Дым столбом — кипит, дымится пароход…

Пестрота, разгул, волненье,

Ожиданье, нетерпенье…

Веселится и ликует весь народ!

Веселится и ликует весь народ!

И быстрее, шибче воли

Поезд мчится в чисто поле.

 

Нет, тайная дума быстрее летит,

И сердце, мгновенья считая, стучит.

Коварные думы мелькают дорогой,

И шепчешь невольно: «Как долго, как долго!»”

 

Ну, на самом деле Глинка музыку написал, а слова пророческие Кукольника.  Но это и не важно. Главное, что пророческие!

Давайте разберем некоторые строки. Начнем вот с этой: Веселится и ликует весь народ.

Какой такой народ?   И с чего это он ликует? А с того, что запустили железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс в обход Армении,  соединив Турецкие железные дороги с Каспийским морем.  Теперь Эрдоган вместе с Ильхамом Алиевым и грузинскими товарищами вознамерился пустить проект Нового шелкового пути мимо России

- “Мы объявляем о создании прямого железнодорожного сообщения от Лондона до Китая” – помпезно объявил он.

 

карс-тбилиси-баку

 

Ну, насчет прямого сообщения, Эрдоган несколько погорячился.  Каспия на маршруте и двойной перевалки не избежать. А это и финансовые и временные потери.  Сначала китайский эшелон должен через Казахстан дойти до Гурьева, или как его теперь казахи кличут,  там – на паром, морем до Баку, там снова на колеса и вперед, через Тбилиси и Карс на Стамбул и дальше в Европу. Помимо 2-х перевалок еще несколько таможен.  Только от Гурьева до Карса их четыре. Сравните с вариантом трассы Казахстан-Россия-Белоруссия-Польша.  Там, ввиду наличия Таможенного союза, таможня только одна, на Белорусско-Польской границе. Да и наличие неподалеку от турецко-грузино-азербайджанского проекта неспокойных регионов, Карабаха и Курдистана, делает для китайских товарищей подобный маршрут малопривлекательным.

 

Кстати, на торжественном открытии присутствовали Президент Турции Реджеп Эрдоган, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили.  Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева не было, он вместо себя Премьера Сагинтаева прислал.  Китай никого не прислал, он в это время принимал в Пекине дорогого гостя – российского Премьера Дмитрия Медведева. Так что рановато ребята радуются. Да и Китайская компания China Merchants Group планирует до 2020 года вложить около 500 млн долларов в создание крупного логистического центра под Минском. Под Минском! На территории Китайско-белорусского индустриального парка «Великий Камень».

Активы этой китайской госкорпорации составляют 102,9 млрд долларов, чистая прибыль – 4,5 млрд в год. Компания управляет шестью индустриальными парками и является мировым лидером по количеству судов и портов в собственности.

Кстати о портах.  Кто-нибудь считал пропускную способность портов в Баку и Гурьеве.  А количество железнодорожных паромов, необходимых для перевалки.  Они, вообще то, есть, или их еще предстоит построить?  И кто и где их будет строить, на каких мощностях.  Пока можно с уверенностью говорить только о геополитической составляющей, позволяющей в принципе, при вложении крупных капиталов в проект, обойти Россию. А кто, собственно говоря, будет вкладываться?  Ветку Ахалкалаки – Карс, длиной в 105 километров, строили  10 лет при заявленной проектной стоимости в 422 миллиона долларов.  При этом Азербайджан заявил, что только он вложил в проект более 600 миллиона, а Премьер Казахстана озвучил цифру 10 миллиардов для полной реализации проекта. Спрашивается, откуда деньги?  Только из Китая! И вообще, нужна ему эта головная боль серьезных вложений в нестабильный регион. Далеко не факт. Так что Эрдоган с Алиевым рано радуются.  Сжиженный газ из Азербайджана и Туркмении по новой железной дороге можно, конечно, поставлять. И все! Или нефть в цистернах.  Но с Турецким потоком такой газ конкуренции не выдержит.

Скорее все это напоминает дешевый шантаж России,  чтобы та была сговорчивее в вопросе о турецких помидорах. Китаю, что совершенно очевидно, куда более перспективным кажется маршрут через страны Таможенного союза, о чем говорит факт вложения капиталов в Логистический центр под Минском.

 

варианты шелкового пути

 

Южный вариант Нового шелкового пути, конечно, тоже имеет права на существование,  но его маршрут проходит через Индию, Пакистан и Иран на Турцию, и совершенно не затрагивает Каспий. Кроме того, он требует колоссальных денежных затрат. И времени.  А проект надо запускать быстро. И здесь куда привлекательнее возможности Транссиба с его реальной модернизацией в приемлемые сроки.

 

Но есть еще один народ, который  больше турецкого радуется  открытию новой железнодорожной магистрали. Это – украинский.  Украинские СМИ и блоггеры преподнесли это событие чуть ли не как крах надежд России вклиниться в проект Нового шелкового пути.  Ликованию нет предела. Новость о том, что Азербайджан, Грузия и Турция открыли ж/д линию, связывающую Азию и Европу в обход России вызвала небывалое количество лайков в соцсетях.

Как там у Кукольника?

“Нет, тайная дума быстрее летит,

И сердце, мгновенья считая, стучит.”

Чудны дела твои, Господи!  Чему радоваться, собственно говоря?  От чего украинское сердце стучит? От того,  что проект Нового шелкового пути при любом раскладе, что через Карс, что через Минск, пройдет мимо Украины, которая практически уже лишилась статуса транзитной державы со всеми вытекающими отсюда потерями и без того хилого бюджета? Так ведь радуются. И удивляться тут нечему. Это национальная черта – радоваться, когда у соседа корова сдохла.

А тут еще и не сдохла, и, как выясняется, сдыхать не собирается. Белорусский Батька не даст. Пока Грузия с Турцией 10 лет под Ахалкалаками соплю жевали, он тихохонько с китайцами насчет инвестиций в новый логистический центр договорился. Долбанул белорусской померковностью по украинской свидомости. С чем я наших украинских небратьев и поздравляю.  А лайки можно ставить сколько угодно.  Это все влажные мечты, которые в недалеком будущем превратятся в жестокое разочарование.

 

Епифан Епифанов

Р.S.  Важное дополнение.

Карс после победы в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов отошел к России.  Город изначально был со смешанным армяно-греческим населением.  Туда была со стороны Александрополя, ныне Гюмри, подведена железнодорожная ветка, которая кончалась тупиком на станции Сарыкамыш.

сарыкамыш

Во время Первой мировой войны с 22 декабря 1914 года по 17  января 1915 года  в сражении под Сарыкамышем генерал Юденич нанес туркам жестокое поражение. Несколько тысяч окруженных турок замерзли в горах.  Именно после этого  разгрома турки начали резню армянского населения.

По договору 1921 года Карс вошёл в состав Турции. Зачем Ленин распорядился отдать город туркам невзирая на протесты армян, непонятно. Армянское и греческое население из города ушло.

Не отдай Ленин город туркам, не было бы сегодняшнего ликования.

Напомним, что русская армия брала город 3 раза.  В 1828 году штурмом под командованием И.Ф. Паскевича, в 1855 году после долгой осады войсками Н.Н.Муравьева и, наконец, 18 ноября 1877 года взят штурмом войсками генерала И.Д.Лазарева, после чего город был включен в состав Российской империи.

 

Loading...

….