Одной из составляющих государственного механизма по организации, осуществлению, и поддержанию правопорядка, в любой стране, и в любом обществе является прокуратура. Она есть и в развитых, так называемых цивилизованных странах, и в странах, где с этой самой цивилизацией имеются определённые проблемы, и там, где цивилизацию днём с огнём не сыскать. В каждой стране, даже в самой отсталой, есть хоть какая-то, но власть. А если есть власть, значит существуют хоть какие-то правила, которые эта власть устанавливает. Какие эти правила – это другой вопрос. Хорошие ли они или плохие, но они существуют. Эти правила прописываются в сводах законов, которыми руководствуются, или, по крайней мере, должны руководствоваться и общество и государство, и те, кто действует от имени этого государства.

Но, если есть правила, то должен быть и орган, осуществляющий контроль за соблюдением этих правил. И таким органом является прокуратура. Это она, имея функции надзирательного органа, осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства во всех сферах его применения. Прокуратура имеет право давать оценку применения законодательных актов во всех отраслях деятельности общества и государства. И применять определённые санкции по отношению к тем, кто эти законодательные акты нарушает. Прокуратура при таком статусе, и при таких полномочиях, является определённым стержнем правопорядка. Своего рода, арбитром, в тех спорных ситуациях, когда нарушено прямое действие закона, и данный факт, не требует дополнительного судебного разбирательства.
Нужен ли такой орган для общества и государства? Нужен ли такой арбитр? Лично я считаю, что нужен. Общество само далеко не идеально, и если за ним, за обществом, не присматривать, то куда это общество придёт – кто его знает. Конечно, у общества к прокуратуре всегда было множество претензий. И в большинстве случаев эти претензии справедливы. Но тут вопросов много и к самому обществу. Прокуратура – это тоже часть общества. И, очень часто, общество само виновато в том, какая у него власть в целом. И прокуратура в частности. Сколько история знает примеров, когда граждане, и на верху социальной лестницы, и в её низу, совершив какое-то нарушение правопорядка, пытаясь избежать наказания за это нарушение, начинает искать пути «решения» своей проблемы. Через знакомых, в тех же силовых структурах. В том числе – в прокуратуре. Да, прокуратура далеко не идеальный орган. Но, не с помощью ли, в том числе и самого общества, она является сегодня такой, какой является. Но, без прокуратуры тоже нельзя. Кто будет арбитром в споре гражданина и коммунального предприятия, если это предприятие в открытую пренебрегает законодательством государства? Кто угомонит зарвавшегося чиновника с мэрии, или какого-то другого государственного учреждения? Кто, в конце концов, выступит в роли пугала для всех тех, кто хотел бы плевать на законы не втихаря, как это делает большинство граждан, а в открытую. Милиция, полиция? Суд ? Да, конечно. Эти уважаемые органы тоже могут повлиять на ситуацию. Но, милицейское и судебное разбирательство сопряжено с некоторыми определёнными неудобствами и трудностями. Это и время для проведения следственных мероприятий, и судебный сбор в суде. Да и за ними самими глаз да глаз нужен. И так уж сложилось, что этим «оком государевым» призвана быть прокуратура.

И что же произойдёт в государстве, если его лишить такого надзирательного органа, как прокуратура. А произойдёт то, что сегодня происходит на Украине. Причин всех украинских бед много. Это и непродуманное корявое и уродливое законодательство, написанное идиотами из их псевдопарламента. Это и продажность чиновников от власти, и непрофессионализм силовых структур, укомплектованных в последнее время в основном из «одарённых» националюг. И многое, многое другое. Но, немаловажное значение имеет и тот факт, что на Украине, деформирован баланс власти, правоохранительных органов. Из конструкции органов правопорядка был исключён такой орган, как прокуратура. И, в данном конкретном случае, не совсем важно, какой была эта прокуратура. Продажной или непродажной. Коррумпированной или не коррумпированной. Главное то, что она из схемы взаимоотношений, гражданина и государства в её предыдущем качестве была исключена.

Так что же случилось с прокуратурой Украины ? А случилось то, что Верховная Рада сначала лишила прокуратуру функций следствия, а потом своим законом о «О прокуратуре» лишила её и права общего надзора. Это — факт общеизвестный. Притом, это событие даже не текущего года. В этом ничего нового нет. И предмет данной статьи сводится не к констатации факта как такового. Смысл данной статьи заключается в том, чтобы осветить правовую ситуацию в Украине после совершения данных «преобразований». «Патриоты» и «герои» данным событием, естественно, восхищались. Они увидели в действиях приближение к Европе. А Порошенко данный факт назвал ликвидацией последнего советского рудимента в правоохранительной системе Украины. И Европа данному событию аплодировала стоя. И заокеанские «друзья» были довольны как никогда.

В рамках данной статьи я не стану философствовать на тему полезности и целесообразности данных украинских преобразований. Здесь — всё относительно. И полезность или вред от содеянного можно оценивать по-разному. В зависимости от того, с какого бугра на эту ситуацию смотреть. И как, и чем данные новшества измерять. Комбинаций по разделению властных полномочий среди служб правоохранительного блока много. И прокуратуру, может быть, действительно следует преобразовать. Но, при этом, неплохо было бы и о народной мудрости помнить. Особенно ту её часть, где она рекомендует, что перед тем как что-то отрезать, не мешало бы семь раз отмерить. Так вот, для того, чтобы определить полезность, именно такой, реформы прокуратуры, нужен определённый анализ ситуации. Но, даже без такого анализа, а судя только по одной реакции украинских «друзей» с Европы и из-за океана, не трудно догадаться о большой «полезности» произведённой «реформы» для Украины. Кроме того, что результаты этой «полезности», каждый житель «незалежной», уже сегодня, может ощутить на своей конкретной шкуре.

Когда прокуратура имела функции общего надзора? Гражданину, к примеру, нужно было решить спор с коммунальными службами по вопросу их отказа или некачественно выполненных работ, предусмотренных договором на предоставление коммунальных услуг, или предусмотренных законодательными актами, регулирующими данный вопрос. Гражданин мог обратиться в прокуратуру с заявлением о невыполнении коммунальным предприятием того или иного законодательного акта. И, в половине случаев, данный вопрос решался в пользу гражданина по телефонному звонку из прокуратуры. Оперативно. Без длинных следственных мероприятий. И абсолютно бесплатно. Сегодня, когда у прокуратуры функции общего надзора отобраны, она гражданину в подобных вопросах уже не поможет. Сегодня вопросы о несоблюдении законодательства в сфере гражданского, административного и хозяйственного производства, в компетенцию украинской прокуратуры не входят. И единственным способом защиты своих интересов для граждан является суд. О суде, более детально, мы поговорим в следующей публикации. В рамках же данной статьи, могу сказать только одно: обращение в суд, для гражданина, выразится в потере времени, нервов, и денег. Чего, для решения мелких бытовых споров, от гражданина не требовалось при его обращении в прокуратуру. Так вот, до недавнего времени, до подъёма минимальной зарплаты на Украине до 3200 грн. в месяц этот сбор, для гражданина, не субъекта предпринимательства, составлял, 40 % (это уже достижение майданной власти. При антинародном мерзавце Януковиче, эти суммы – были меньше в разы) от установленной минимальной зарплаты. Которая равнялась – 1600 грн. И сумма судебного сбора составляла 640 грн. То есть, если гражданину нужно оспорить любое копеечное правонарушение, действие или бездействие со стороны городских властей, ему, для решения спора в суде, только в качестве судебного сбора до недавнего времени нужно было уплатить 640 грн. Плюс адвокат. Вот и получается, что тот вопрос, который гражданин мог бы решить раньше подав жалобу в прокуратуру бесплатно, через суд ему обойдётся в энную сумму. Опять же, в суде свои чудеса творятся. И не факт, что гражданин этот суд выиграет. А если не выиграет дело в суде первой инстанции и надумает обжаловать это решение суда в апелляции, то сумма судебного сбора при подаче апелляционной жалобы обойдётся ему в 110% (при злодее Януковиче это обходилось в 60 %) от суммы первичного иска. Кассация обойдётся в 120 % от суммы сбора первичного иска. Верховный националюговый суд за свой отказ возьмёт 130 %. Это так берёт послемайдановский суд с простых серых. А ежели штраф в 500-600 грн., наложенный какой-то там комиссией по защите чего-то там непонятного придётся обжаловать предпринимателю. То все эти суммы, по затратам на суд можно умножать на два. Но это так было до увеличения майдановской властью минимальной зарплаты для своих «избирателей» до отметки в 3200 грн. А вот после увеличения этой самой минимальной зарплаты до таких «высот», тут же пересмотрели и размер судебного сбора. Теперь его будут соизмерять с прожиточным минимумом. И с него же брать судебный сбор. В тех же процентах. Так вот, до 30.11.2017 г. прожиточный минимум составляет 1624 гривака. А с этой даты — 1700 гриваков. А отсюда вывод, судебный сбор тоже повышается.
Встаёт вопрос: и как же гражданину самой «наисчастливейшей краины у свите» защищаться от чиновничьего беспредела в сфере ЖКХ вопросов? В сфере беспредела городских властей. Как отбиваться мелкому предпринимателю от штрафов, которые ему выписывают различные комиссии, стоящие в очереди возле его киоска по продаже шнурков, носков или пирожков. Ответ однозначен – никак. Прокуратуры в её бывшем качестве нет. Все те, кто её раньше боялся как огня, сегодня её не боятся. Идти в суд просто бесполезно. Во-первых, дорого, а во-вторых, там творится то, о чём я расскажу в следующей публикации.

Вот и получается, что подобная «реформа» в деятельности прокуратуры лишила граждан, в нижней части иерархической лестницы даже малейшей возможности на юридическую защиту своих прав. Раньше, если гражданин обращался с официальным письмом то ли в ЖЭО с просьбой предоставить тебе ту ли иную информацию по тарифам или услугам, то ли к городским властям, с каким-то вопросом, и получатели запроса не отвечали, то у народа была хоть какая-то возможность призвать игнорирующего его запрос чиновника к ответу. Через подачу жалобы в прокуратуру о нарушении получателем запроса, закона Украины «Об обращении граждан». И прокуратура реагировала, штрафовала молчунов. Сегодня же чиновникам плевать и на закон «об обращении граждан», и на тех, кто эти запросы им присылает. Не предоставление ответа на отправленный запрос сегодня можно обжаловать только в суде. А там… Но об этом в следующей публикации.

Генеральная прокуратура – это немножко другое. Она курирует силовой блок: СБУ, МВД, Налоговую службу, Пограничную службу. На данный момент она является инструментом решения нынешних политических вопросов для властной «элиты». Через принуждение к решению нужных вопросов силовых структур. А прокуратура на низу, решавшая раньше кучу проблем населения, сегодня беззубая кобра с мультфильма «Маугли». В её ведении остался только надзор за милицией. И полицией. И за учреждениями мест лишения свободы. А для большинства населения она сегодня не помощник, за исключением уголовного производства.

Ну что ж, похоже, такое положение вещей ещё одно из «достижений» «европейского уровня жизни». Ну что ж, если «достигли», то нужно пользоваться. И радоваться. Притом, что некоторые уже и пользуются. И радуются. На Украине начинается грабёж машин на ночных трассах. Остановили, обобрали, и отпустили. Но об этом в последующих публикациях. В разделе «Украина криминальная».
А вот чему в данных преобразованиях украинской прокуратуры так восторженно радовались «друзья» из Европы и США – это вопрос. Не тому ли, что эта «реформа» подстегнёт рост преступности на Украине? Даст дополнительные условия для обогащения ворующему чиновничеству. Добавит проблем малому и среднему бизнесу. Усугубит правовое бесправие простых граждан. И ещё глубже опустит Украину в ту помойную яму, в которую она, и без подобных «реформ» — опущена по самые уши.
А может, от того и радуются, что на Украине, всё развивается по сценарию, провозглашённому ещё Алленом Даллесом: развратим, нагнём и опустим…

Юстас.

Loading...