Как я уже писал в своей статье «НЕМНОГО О ПОНЯТИИ ДЕМОКРАТИИ В СОЕДИНЁННЫХ ГОСУДАРСТВАХ* СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ»,* США олигархическая республика и никоим образом не демократия, поэтому выборы её главы – президента Соединённых Штатов есть фикция, помноженная на самообман населения, что было подмечено ещё в древности Демосфеном: «Легче всего обмануть самого себя». Вот об этом самообмане американских граждан мы и поговорим.

Вновь сошлюсь на вышеупоемянутую статью: «Отцы-основатели», создавая Конституцию США, придумали пост президента, поскольку в классической демократии не было никаких президентов. Пост президента был создан для того, чтобы иметь в государственном устройстве фигуру, сопоставимую с тогдашними европейскими монархами».

Конституция наделила президента всей полнотой исполнительной власти на федеральном уровне. Президент получил право налагать вето на законопроекты Конгресса. Его вето может быть опрокинуто только лишь при наличии оппозиции из двух третей голосов в обеих палатах Конгресса. В качестве главы государства президент выступает по преимуществу в сфере внешней политики. Согласно Конституции США президенту предоставляются полномочия верховного главнокомандующего вооруженными силами страны. Президент наделен правом заключать международные договоры с последующим их утверждением Сенатом квалифицированным большинством голосов. Президент со временем стал издавать различные законодательные акты, которые мало чем отличаются от принятых Конгрессом законов.

Что касается избрания первого президента США, то самым авторитетным кандидатом на этот пост стал Джордж Вашингтон. Он и был избран. В 1792 г. Вашингтон был избран президентом вторично, а в 1796 г. отказался от выдвижения своей кандидатуры на новый, третий срок, установив тем самым неписаный обычай, хотя, когда правящей верхушке требуется, то она поступает по принципу сформулированному английским социологом Гарольдом Джозеф Ласки: Если правила игры не позволяют выигрывать, джентльмены меняют правила, например, Франклин Д. Рузвельт был избран четырежды (1932, 1936, 1940 и 1944 годы). Правда в 1951 году — американцы внесли поправку в Конституцию, которая запрещала впредь, кому бы то ни было, занимать пост президента США дольше восьми лет, который действует и до сих пор.

Для того, чтобы в выборе президента народ не мог оказывать влияние на его избрание, были введены так называемые выборщики, назначаемые местными властями отдельных штатов. Статья 2-я, раздела 1 Конституции Соединенных Штатов гласит: «Каждый штат назначает в порядке, установленном его легислатурой, выборщиков, число которых должно быть равно общему числу сенаторов и представителей, которые штат имеет право направлять в Конгресс». Жители штата, отдавая свой голос за Президента, на самом деле голосуют за выборщиков Президента, которые и изберут Главу Государства.

Поскольку организационные структуры Республиканской и Демократической партий США которые назначают выборщиков, весьма специфичны, рассмотрим их немного подробнее. Обе партии не имеют постоянных политических программ, постоянного членства и партийных билетов, членские взносы не взимаются. Формально членами партий признаются те избиратели, которые на выборах проголосовали за кандидатов данной партии. В действительности, в США реальными членами партии считаются только те, кто занимает выборные должности в партии и собирается на её съезды. Партии имеют разветвлённый партийный аппарат в штатах и в Вашингтоне. Практически во всех штатах существует огромное количество комитетов, советов и комиссий, регулирующих деятельность партии. Как правило, структуры партий состоят из председателей партийных организаций избирательных округов, председателей комитетов графств, которые обычно избираются председателями округов. На уровне штата существует съезд партии, исполнительный комитет и председатель партии штата. То, как формируются эти органы, целиком и полностью зависит от штата. Низовой партийной организационной ячейкой является комитет избирательного участка во главе с «капитаном участка», назначаемым вышестоящим партийным органом, который, как мы видели, тоже фактически назначается вышестоящей структурой.
Партийные структуры включают комитеты районов крупных городов, комитеты графств, городов и штатов.

Высшими органами партий являются национальные конвенты (съезды), проводимые один раз в четыре года (в год президентских выборов), на которых избираются национальные партийные комитеты, функционирующие между съездами.

Прочитав всё это, мы сразу понимаем, что все выборщики напрямую назначаются партийной верхушкой штатов и никакой «демократией» тут даже и не пахнет.
Отбор выборщиков происходит на партийных съездах в каждом штате или их выбирает партийное руководство штатного уровня. Обычно в роли выборщиков выступают сенаторы и конгрессмены, популярные политики или люди, лично близкие к кандидату в президенты. Таким образом, ко дню выборов в каждом штате существуют два списка выборщиков, представленных Демократической и Республиканской партиями. В некоторых штатах имена выборщиков заносятся в избирательные бюллетени, в других — нет.

Для того, чтобы понять, кто и как голосует в США, приведу в качестве примера избирательный округ Колумбия со стольным градом Вашингтон. Так вот в первопрестольном граде мировой демократии нет единой системы регистрации избирателей — эти задачи выполняют несколько агентств, среди которых Администрация парков и зон отдыха, Департамент транспортных средств, а также Офис по делам престарелых граждан (как мог высказаться незабвенный О. Бендер, спасибо, что не «Лига сексуальных реформ»). В Вашингтоне больше нескольких тысяч действующих избирателей имеют даты рождения от 1800 до 1899 года и, тем не менее, эти издевательские цифры не мешают принять участие в голосовании. Кроме этого имеет место простое дублирование избирателей в соответствующих списках в различных штатах (ведь в шоферских правах американцев, которые считаются основным документом, есть всё, кроме места проживания оных водителей). Это значит, что эти граждане могут проголосовать за нужного кандидата несколько раз.

Законы округа Колумбия разрешают голосовать без предъявления, какого бы то ни было документа. Аналогичная ситуация имеет место не только в Вашингтоне, но и еще в 17 американских штатах, где отсутствуют требования по идентификации голосующих, Всё это изрядно повышает процент фальсификаций и подтасовок на выборах любых уровней, а также ставит под сомнение идею о превосходстве американской демократии.

Принципиальная особенность американской избирательной системы, использующей «Коллегию выборщиков» гласит: Победитель получает всё. Если некий кандидат в Президенты набрал большинство голосов избирателей в каком-то штате, то он получает ВСЕ голоса выборщиков этого штата. Здесь я должен сделать пояснение. В каждом штате есть два списка выборщиков. Один список от Демократической партии и другой список от Республиканской. Кандидаты в Президенты от обеих партий идут на выборы каждый со своим списком. Если большинство голосов избирателей получает демократ, то за него будут голосовать выборщики только от демократической партии, и, наоборот — при большинстве избирателей, голосующих за республиканцев, голосовать за него на следующем этапе выборов будут только выборщики от республиканцев.

После подведения итогов голосования губернатор утверждает список выборщиков, представленный партией, чей кандидат выиграл выборы в этом штате — эти люди и избирают президента. Коллегия реально не существует как единый совместно заседающий орган: в один и тот же день выборщики каждого штата собираются в столице своего штата и потом их голоса суммируются. Формально они должны голосовать в соответствии с волей избирателей, но, как не удивительно, федерального закона с таким требованием нет. Каждый выборщик пишет имя того человека, которое он сам считает нужным. В частности, он может нарушить своё слово и записать не того, которого обещал или воздержаться от голосования. Такие выборщики называются недобросовестными выборщиками.

Максимальный штраф за это по законодательству в некоторых штатах, где есть формальный запрет голосовать не за своего кандидата — 1 тыс. долларов, в остальных и этого нет. Кроме того, практически во всех штатах выборщики несут моральную ответственность перед назначившей их партией (любопытно, какое наказание можно сделать «формальному члену партии» без партбилета, разве что общественное недоумение). За всю историю Соединённых Штатов никого из «недобросовестных выборщиков» не привлекали к суду за то, что они голосовали за другого кандидата.

Число выборщиков от каждого штата равно числу его представителей в Конгрессе, (два сенатора и члены палаты представителей, количество которых равно количеству избирательных округов на территории штата, то — есть пропорционально численности населения штата, а оно меняется от выборов до выборов). Федеральный округ Колумбия, то есть столица страны — Вашингтон, в Конгрессе не представлен, но на президентских выборах имеет столько выборщиков, сколько бы он имел, если бы был штатом, но не более, чем наименее населённый штат. Наименее населённый штат Вайоминг представлен тремя выборщиками, столько имеет и округ Колумбия. Наибольшее количество выборщиков (55 человек) приходится на наиболее населённый штат — Калифорнию (представленную в Конгрессе 53 членами Палаты представителей и 2 сенаторами), а наименьшее — Монтана, Аляска, Вермонт, Делавэр, Вайоминг, Южная Дакота и Северная Дакота (по три), Флориду представляют 29 выборщиков, Техас — 38.

Как распределяются голоса избирателей на количество выборщиков от штата. Вновь сравним самый большой штат Калифорнию с населением примерно 34 миллиона и Миссури с населением около 6 миллионов человек. В Калифорнии 55 выборщиков, в Миссури 11. Поделив численное количество населения в каждом штате на число выборщиков от штата, получим следующий результат. В Калифорнии приходится один выборщик на 616 тысяч избирателей, а в Миссури один выборщик — на 509 тысяч избирателей. Если же взять, например, большой, но малонаселённый Вайоминг с населением меньше полмиллиона — 493782 человек, на долю которого приходится всего 3 выборщика, то оказывается, что один выборщик представляет около 165 тысяч человек.

Посмотрим количество выборщиков от каждого штата на предстоящих президентских выборах:
Алабама 9, Аляска 3, Аризона 10, Арканзас 6, Калифорния 55, Коларадо 9, Коннектикут 7, Делавер 3, Округ Колумбия 3, Флорида 27, Джорджия 15, Гавайи 4, Айдахо 4, Иллинос 21, Индиана 11, Айова 7. Канзас 6, Кентуки 8, Луизиана 9, Майн 4, Мариленд 10, Массачусетс 12, Мичиган 17, Миннесота 10, Миссисипи 6, Миссури 11, Монтана 3, Небраска 5, Невада 5, Нью-Гемпшир 4, Нью Джерси 15, Нью-Мексико 5, Нью-Йорк 31, Северная Каролина 15, Северная Дакота 3, Огайо 20, Оклахома 7, Орегон 7, Пенсильвания 21, Род-Айланд 4, Южная Каролина 8, Южная Дакота 3, Тенесси 11, Техас 34, Юта 5, Вермонт 3, Вирджиния 13, Вашингтон 11, Западная Вирджиния 5, Висконсин 10, Вайоминг 3.

Сложив количество выборщиков от всех штатов и федерального округа Колумбия мы получили суммарное число — 538 человек. Это и есть Коллегия выборщиков. Необходимое число голосов выборщиков для избрания Президента — 270 человек (50% +1 выборщик). Бесспорно, существует корреляция между волей избирателей, выраженной поданными за Президента голосами, и результатами выборов. Однако, окончательные результаты голосования определяются отнюдь не ими, а только Коллегией выборщиков.

В результате президентом США не раз становились кандидаты, опередившие соперника на 0,2 – 1,0 % голосов; могли победить и набравшие меньше голосов избирателей, чем выборщиков. Так меньшинством электората в XX в. были избраны В. Вильсон (1912 и 1916 гг.), Г. Трумен (1948 г.), Д. Кеннеди (1960 г.), Никсон (1968г.), Б. Клинтон (1992 и 1996 гг.).

Для примера, приведу результаты выборов 1992 года: Клинтон получил 43% голосов и 370 выборщиков, а Буш (старший) – 38% голосов и 168 выборщиков. Был еще и третий кандидат Р. Перо, набрал по стране 19% голосов, но не получил ни одного выборщика.

Результаты 2000 года, когда боролись за власть Э. Гор (партия демократов) и Д. Буш (младший) от республиканцев, просто впечатляют своей парадоксальностью. Избиратели США отдали за Э. Гора на 540 тыс. голосов больше чем за Д. Буша. Голоса поступили отовсюду кроме штата Флорида, где губернатором был самый непредвзятый участник выборов — брат Д. Буша.

Э. Гор почти победил, но после окончательного подсчёта голосов избирателей, оказалось, что в штатах Флорида, Нью-Мексико и некоторых других, разница между количеством голосов микроскопическая, причем, если малочисленный штат Нью-Мехико, имея 5 голосов выборщиков, изменить победителя не мог, то исход голосования во Флориде, имеющей на тот момент 25 голосов выборщиков, фактически решал судьбу выборов. Победа во Флориде дала бы победу на выборах. С Флоридой Э. Гор получил бы 285 голосов (из 270 необходимых). Буш, победив во Флориде, получал 271. Первый подсчет голосов во Флориде дал преимущество Бушу числом несколько больше 1 тысячи голосов и это при почти 6 миллионах бюллетеней. Очевидно, при таком огромном количестве возможны всякие случайности и поэтому начались пересчеты голосов в штате Флорида. В результате различных махинаций (не забудем об административном ресурсе губернатора Буша) было решено, что во Флориде Д. Буш получил на 537 голосов больше, чем Э. Гор (менее одной сотой процента [0,01%] от числа избирателей Флориды). При системе выборщиков этот штат дал Д. Бушу опередить Э. Гора (получается, что голоса 540 тысяч граждан США менее значимы, чем голоса 537 граждан Флориды!). Пересчёты голосов продолжались до 10 часов вечера 12 декабря (более месяца после выборов), когда Верховный Суд США большинством в один (!) голос постановило считать выборы действительными.

Поскольку внешняя политика Штатов вряд ли будет сильно отличаться от нынешней, то нам, в принципе, безразлично, кто будет там Верховным в Соединённом Паханате Америка, Клинтон или Трамп. Экзотическая система подтасовки голосов лохотрата Америки интересна только для верхушки правящей в стране. Поэтому ждём самого большого обмана населения Северной Америки 8 ноября…и с интересом наблюдаем.

Попов Евгений

Использованные источники:
*http://c-eho.info/diskussiya/item/2866-ne-vsjo-tak-odnoznachno

https://ruposters.ru/news/18-06-2016/demokratichnost-prajmeriz-v-ssha

http://www.uk-amparo.ru/amparo00165.html

http://marsexxx.livejournal.com/32492.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Коллегия_выборщиков_(США)

http://www.infousa.ru/facts/steve_3.htm

http://lawbook.online/gosudarstva-zarubejnogo-pravo/vetvi-vlasti-35076.html

 

 

Loading...