SYAAF-AFB-KSHESH-051 L-39

Не секрет, что ещё год назад ВВС Сирии переживали не лучшие времена. Дело шло к тому, что в авиации, бывшей при Хафезе Асаде одной из лучших в регионе, останутся несколько изредка летающих машин. Причины это были вполне объективны и естественны. После развала СССР у Сирии не было возможностей получать новейшую технику на льготных условиях. А финансовые возможности не позволяли покупать её по рыночным ценам.

В таких условиях авиационный парк Сирии стремительно устаревал и морально и физически. В конце 1980х Сирия успела получить некоторое количество Су-24МК, Су-22М4, МиГ-23БН, МиГ-23МЛ и МиГ-29, которые на тот момент считались вполне современными машинами. Однако подлинными героями войны с ИГИЛ стали совсем другие машины.

В 2007 году были подписаны два контракта: один на 12 истребителей МиГ-29М/М2, второй — 8 истребителей-перехватчиков МиГ-31Э. В начале 2012 года был подписан контракт на поставку 36 новейших учебно-боевых самолетов Як-130, оборудование которых позволяет, в частности, выполнять и задачи ударных машин, в том числе с применением высокоточного оружия. Однако и они не стали героями. Просто потому, что у Дамаска не было денег для полной оплаты этих контрактов.

Настоящими героями стали машины предшествующего поколения -советский истребитель МиГ-21 и чехословакский учебно-боевой лёгкий штурмовик L-39. Причин этого было множество. Главное — этих машин банально было больше. Кроме того, техника второго поколения стОила гораздо дешевле. А запчасти для неё гораздо-гораздо дешевле. Хотя бы потому, что в настоящее время в РФ эти машины почти не используются, а некоторое количество запчастей на складах завалялось.

Ещё одна причина успешного использования старых машин состоит в том, что у ИГИЛ и оппозиции не было ни своей авиации ни достаточного количества современных средств ПВО. В этих условиях «старички» не подкачали! Поскольку к началу ведения боевых действий у Сирии не было денег на запчасти и керосин, боеспособность лётчиков была невысока. Низкий налёт приводит к постепенной деградации лётных навыков.

Соответственно, точность работы по наземным целям оставляла желать лучшего. Однако отсутствие у противников Асада адекватной ПВО позволило совершать такие ошибки без серьёзных последствий. У сирийских лётчиков почти всегда была возможность совершить несколько заходов на цель и всё-таки уничтожить её. Не получив при этом «сдачи».

Этого никогда не было бы, если бы у их противников была возможность полноценно готовить расчёты своих средств ПВО. Однако и противники Сирии столкнулись с той же проблемой нехватки запчастей и боеприпасов для подготовки. Эта проблема ещё усугубилась невысоким образовательным уровнем боевиков.

Сирийской авиации тоже приходилось выкручиваться. Почти как осаждённому Ленинграду. Авиабомбы, например, вообще изготовлялись кустарным способом. А значительная часть запчастей получалась «каннибализацией» ранее списанных машин. Этому способствовало то, что и сам Хафез Асад и другие сирийские лётчики когда-то обучались в СССР. И могли видеть воотчию «суровые будни советской авиации». smile

В советские времена и керосина и запчастей для авиационной техники хватало. Но была другая проблема. «Палочная». За катастрофы, аварии, поломки и предпосылки к лётным происшествиям часть получала «палки». А потом — неприятности за эти «палки». Соответственно, на уровне полка шла борьба за то, чтобы и количество и уровень «палок» был пониже.

На практике это выглядело так. Перетянул, например, неопытный курсант ручку на взлёте. Самолёт, разумеется, свалился на крыло. И упал, сломав плоскость. Поскольку скорости на взлёте небольшие, самолёт можно отремонтировать. Казалось бы. Дело в том, что самолёт-то, в основном, можно. А вот плоскость требует серьёзного оборудования и заводских условиях. Но завод по производству L-39 — в Чехословакии. Хоть и страна соцлагеря, но на уровне командира полка -почти как обратная сторона Луны.

Но выход находился и здесь. Плоскость искали среди списанных самолётов. Зачастую снимали плоскости с самолётов-памятников, поставленных на постамент. Затем на её место ставили старую, ломаную плоскость, кое-как выправленную полковыми умельцами. С МиГ-21 это решалось ещё проще. Потому как машина своя, советская и оборудования для ремонта и производства гораздо больше. В итоге, быстро заменив плоскость на аварийном самолёте, вместо «палки» за аварию полк получал «палку» за поломку. А это не так страшно. И не так больно. smile
cf5da6c68eb2
Так что сирийские авиаторы за время обучения в СССР научились не только крепкие спиртные напитки употреблять, но и восприняли идеи по ремонту техники «каннибализацией» списанных машин.

Тем не менее, авиация Сирии должна была утратить боеспособность приблизительно в 2012 году. Однако некоторое количество запчастей удалось купить на внешнем рынке. Это упрощалось тем, что обе машины были достаточно широко распространены во многих странах. И некоторые из них, так же как и РФ, постепенно заменяли эти машины более новыми. Отсюда и дешёвые запчасти, отсюда и новые потенциальные жертвы «каннибализации». Ходят непроверенные слухи, что в деле поставки запчастей в Сирию из других стран даже пара очень ушлых бывших советских евреев отметилась! smile

Кроме поставок запчастей, РФ помогла их экономить без поставки в Сирию. Просто, возобновив подготовку сирийских лётчиков на территории РФ. Тем не менее, боеспособность сирийской авиации к лету 2015г была почти исчерпана. Но это уже «совсем другая история».smile

Продолжение, возможно, напишу.

14 апреля 2016г. ЦФО.

Loading...