ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Как известно, в 21-ом столетии началась новая эпоха развития Земли, которая продолжится, как   и закончившаяся в конце 20-го века предыдущая эпоха, тоже 2 100 лет. Земля, переместившись в составе солнечной системы и своей галактики на другой участок Космоса, попала в новые условия своей жизнедеятельности. Эти условия, по многим своим составляющим, принципиально отличаются от воздействующих на неё факторов предыдущей эпохи. Понятно, что если не перестроить образ жизни человечества под эти новые условия, то объективно возникнут многочисленные отрицательные следствия, которые приведут земную цивилизацию к неизбежному очередному кризису, что, в свою очередь, обусловливает безусловную потребность в системном знании этих новых требований наступившей эпохи.

Кроме указанных выше угроз в жизнедеятельности Земли существует и большая выборка кризисных факторов, которые человечество накопило при жизни в ушедшей эпохе. Эта группа зловещих угроз появилась в результате однобокого развития человечества, когда на протяжении всех веков своего существования современная земная цивилизация использовала для познания и своего развития в основном только индуктивный способ (от частного к общему). В отличие от системного дедуктивного способа (от общего к частному), индуктивный очень часто методом проб и ошибок давал ошибочные не соответствующие основным закономерностям эволюции нашего Мира результаты. Многочисленные авторы вскрывали причины этих угроз, но делали это выборочно без их системного анализа. Это приводило постоянно к тому, что человечество на протяжении многих десятилетий активно боролось только со следствиями, оставляя без внимания базовые причины всё обостряющегося кризиса современной земной цивилизации. Из-за этого огромные усилия и затраты человечества по борьбе с кризисом все эти годы проблему не решали.

И без того кризисное состояние современного человечества сильно усугубляется ещё и тем, что наша земная цивилизация в отличие от всех предыдущих цивилизаций (по А.Тойнби их было 21) располагает рекордным техническим потенциалом (в том числе и в области вооружений), что делает ситуацию очень опасной. Если все предыдущие цивилизации после своего появления и расцвета, по обозначенным выше причинам, прекращали своё существование, частично травмируя земную биоту, то существующая ныне земная цивилизация в случае своего заката может уничтожить нашу планету. Пострадает также большое околоземное пространство, вычеркнув земной фактор из эволюции Вселенной.

Сегодня остро стоит вопрос о выживании человечества. Необходимо с системных позиций устранить «нажитые» в предыдущие эпохи причины кризиса, а также перестроить жизнедеятельность человечества в соответствии с принципиально новыми требованиями планетарной реальности. Для этого необходимо создать программу переустройства современной земной цивилизации.   Мировому сообществу — разработать комплексные планы по её реализации и на этой системной основе провести   актуальные реформы. Разрозненные усилия специалистов эту глобальную проблему не решат.

Проект указанной реформы представлен в публикациях киевского автора Юрия Илларионовича Евтушка. В первой из них — «Как остановить закат земной цивилизации» (монография. – К.: УАИП «Рада», 2012. -332с.)   автор рассматривает причины цивилизационного кризиса. Талантливый исследователь рассматривает планетарные причины с системных позиций, в их неразрывной взаимосвязи.

Чтобы получить этот важный результат автор анализирует данные многочисленных литературных источников. Учёный выявляет взаимосвязь между обозначенными в литературе данными по этой тематике.   По аналогии с широко применяемым в теории управления «деревом целей» автор формирует и показывает читателю целостную картину существующего сегодня цивилизационного кризиса.

Затем он последовательно даёт характеристику основных угроз земной цивилизации: непосредственных угроз, которые прямо угрожают жизни человечества (экология, гонка вооружений, демография), опосредованных (слабая эффективность общественных отношений, недостаточный уровень морали), базовых   (кризис теории познания, кризис теории управления, отсутствие теории деятельности), коренных (угрозы вытекающие из нарушений основных закономерностей эволюции нашего Мира), фундаментальны х(воздействие на Землю солнечной системы и галактики Млечный Путь) и, наконец, вселенских (воздействие на Землю Космоса).

Далее в указанной монографии Ю.И.Евтушок представляет возможные способы устранения обозначенных угроз. Обобщив литературные данные многочисленных авторов, он последовательно показывает, как нужно решать проблемы экологии, гонки вооружений, демографии, политики, экономики, как привести моральный уровень общества в соответствие с достижениями в основных сферах его жизнедеятельности.

С целью преодоления кризиса теории познания автор монографии предлагает, во-первых, восстановить статус Единого Знания, когда научное, философское и хранящееся в культуре Востока вненаучные (которое в социуме в упрощённом виде представляют теософия, теология и религия) знания действуют как единая познавательная система, активно дополняя друг друга.

Во-вторых, автор представляет Вектор Познания (по И.Пригожину — стрела познания, взятый им взят из эзотерического знания Востока и состоящий из двух составляющих — Принципиальной модели нашего Мира и Периодической системы эволюции нашего Мира. Такой подход автора делает возможным использование как индуктивного, так и дедуктивного методов познания. Сочетание обоих способов исследования решает проблему переустройства земной цивилизации.

   В-третьих, Ю.И Евтушок представляет хорошо продуманную методику синтеза знаний, и предлагает уникальные разработки Картины Мира, как интегральной формы познания Космоса.

В следующем разделе своей монографии исследователь предлагает аргументированную систему мер по преодолению кризиса теории управления. В частности, он приводит доказательства в защиту важнейшего фактора развития – фактора подбора, который на определённом этапе развития земной биоты дополняет собой фактор естественного отбора.

Кроме того, в монографии представлен важный для познания вариант более масштабных предельных оснований рационального знания. Их автор существенно расширил благодаря представленному выше Вектору Познания, и, что особенно важно,   им показано место социума, как творца «второй природы» в эволюционном процессе нашего Мира.

Особое значение в указанной монографии придаётся теории деятельности как особого типа методологии. В рамках такого подхода теория и практика выступают как единая система познания и преобразования земной цивилизации. Подчёркивается, что разъединённость теории и практики, приводит к потери многочисленных результатов социального процесса.

   В интересном научном исследовании приводятся убедительные данные в пользу восстановления наработанной ранее (А.Богданов, который успешно обобщил исследования своих предшественников И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л.Нуаре) теории деятельности и наглядно показано, что для получения конечного результата необходимо знать не только что нужно делать, но и обязательно как это делать.

Важными являются приведенные в указанной монографии данные по классификации основных мировых культур, религий и локальных цивилизаций. Указанные сведения дают убедительные основания для прогноза дальнейшего развития земной цивилизации.   Эта информация показывает, что в отличие от органического мира, который формировался в основном растительным и животным царствами, человеческий социум, как творец ноосферного этапа эволюции, должен развиваться не столько на базе естественного отбора и диалектических принципов своего развития, сколько на основе принципов диалога цивилизаций.

Указанные принципы, как показано в монографии, всесторонне разработаны в рамках нового научного направления – тринитаризма. В своих многочисленных исследованиях учёные этого направления (только в электронной библиотеке Российской Академии тринитаризма насчитывается более шести тысяч публикаций по этой тематике) убедительно показали, что в условиях наступившей новой эпохи развития человечества и принципиального отличия социального процесса от органического мира диалектический метод (оптимизация взаимодействия противоположных факторов развития) должен быть обязательно дополнен системным триадным принципом развития.   В концептуальной системе тринитаризма двигателем развития является не столько борьба противоположностей, сколько взаимодействие системных трёх факторов развития.

   В тринитаризме указанные три фактора развития отражает семантическая триада «эмоцио-рацио-интуицио», которая с системных позиций отражает аналитическое, качественное и субстанциональное начала земной жизни.   В данной системе каждая пара находится в соотношении дополнительности, а третий элемент задаёт меру их совместимости.

Опираясь на данные тринитаризма и Периодической системы эволюции нашего Мира, Ю.И.Евтушок проводит также важный для познания анализ истории развития современной земной цивилизации.

После заката Атлантической эпохи более 12 тысяч лет тому назад начинает формироваться в нашу Арийскую эпоху современная земная цивилизация.   Первые социальные образования состояли преимущественно с одичавших остатков населения Атлантической эпохи, обитателям которой был присущ, как полагают некоторые исследователи, феномен резонанса между шишковидной железой и гипофизом. Благодаря этому феномену люди были способны видеть события не только как мы в сфере сознания, но и в подсознании и сверхсознании. Такое восприятие мира способствовало утверждению принципов целостного мировоззрения.

Поэтому первые цивилизации Арийской эпохи, имея из-за указанных выше особенностей высокий уровень духовности и получая благодаря этому высокий уровень удовлетворения, были ориентированы преимущественно на духовный образ жизни и недооценивали факторы, обеспечивающие условия жизни.

Однако, через определённое время эта недооценка обеспечивающих факторов жизни привела к закату ряда высоко духовных региональных цивилизаций (инки, майя, ацтеки и др.). Это вызвало у социума того времени защитную реакцию и, как следствие, в структуре деятельности восточных региональных цивилизаций начала формироваться деятельность по созданию условий для своей жизни (экономика и политика), которая, достигнув в эллинскую эпоху своей зрелости, определила появление на Земле дополнительно к восточной локальной цивилизации ещё и западной локальной цивилизации.

После распада Римской империи стало понятно, что связка духовности с политикой и экономикой тоже не обеспечивает социуму необходимую безопасность. Как защитная реакция уже на это обстоятельство в христианской среде возникло православие. Оно видело свою задачу в создании условий для формирования третьего фактора бытия – необходимого уровня нравственности общества, для чего оно задалось целью объединить в самостоятельную (третью) локальную цивилизацию стран славянского этноса, населению которого присущ необходимый для формирования нравственности коллективизм.

Так две тысячи лет тому назад начала формироваться православно-славянская локальная цивилизация. Важность указанного анализа сводится к тому, что автором выявлена структура современной земной цивилизации, состоящая из трёх локальных цивилизаций, в содержании каждой из которой формируются важные для безопасной жизни всего человечества, составляющие целостности бытия.

Дав подробную характеристику каждой из указанных выше трёх локальных цивилизаций, автор монографии убедительно показал, что ни одна из них не обладает необходимым для безопасного существования набором средств. Для того, чтобы земная цивилизация стала самодостаточной и ей, наконец, перестал угрожать закат, она должна вооружиться ценностями всех трёх локальных цивилизаций, которые, взаимно дополняя друг друга, и выведут её на первый уровень безопасной целостности бытия. Устройство земной цивилизации по образцу любой из трёх локальных цивилизаций (включая и наиболее развитую в экономическом отношении западную локальную цивилизацию) неизбежно приведет к закату земной цивилизации из-за дефицита тех средств безопасности, которые находятся в содержании остальных локальных цивилизаций.

В указанной монографии представлены также и угрозы, не зависящие от деятельности человечества, которые объективно исходят от воздействия на жизнь Земли ближнего и дальнего Космоса. Начиная с так называемых Великих вымираний, когда за 4,6 млрд. лет существования Земли четыре раза негативное воздействие Космоса объединяло все свои разрушительные силы, в результате чего на Земле погибало 75% всего живого, и заканчивая точечными травмами Земли подобно Тунгускому метеориту, земная биота периодически попадала под воздействие коренных, фундаментальных и вселенских (по классификации Ю.И.Евтушка) причин, что создавало разные по своей силе кризисные явления, включая и глобальные катастрофы. Проведя всесторонний анализ указанных угроз, автор делает вывод: глобальные катастрофы в обозримом будущем современной земной цивилизации не угрожают, от точечных воздействий Космоса (столкновение с космическим телом, негативное воздействие планеты Набиру и т.д.) современное человечество может себя защитить (способы защиты приведены в монографии).

Обозначив перечисленный выше объем перестроечных мер, Ю.И.Евтушок во втором разделе монографии в соответствии с теорией деятельности представляет систему мер по их реализации. Прежде всего, по его мнению, на начавшемся новом этапе развития земной биоты необходимо принять меры по переводу мышления населения планеты с традиционного бинарного в системное триадное. Для этого необходимо, опираясь на богатый опыт восточной культуры, перевести образование и воспитание граждан западной и православно-славянской локальных цивилизаций с бинарного на триадный принцип развития. То же самое нужно сделать и с основными отраслями своей жизнедеятельности, предварительно проведя переподготовку взрослого населения на базе триадного принципа развития.

Важным вопросом указанной реформы является подготовка кадров новой формации – методологов, которые наряду с традиционными специалистами узкой профессиональной ориентации обладали бы системным знанием по всем основным параметрам познания. Их задача – интеграция усилий человечества с целью повышения эффективности использования получаемых знаний. Особо важный вопрос – реформа существующей системы управления земной цивилизацией. Изначально слабо эффективная и ориентированная на интересы в основном западных стран Организация Объединённых Наций (ООН) вместе со своими подведомственными организациями сама является очень весомым фактором кризиса современной земной цивилизации. Без принципиально новой и обязательно справедливой системы управления человечеством указанный объём перестроечных мер не реализовать. В монографии приводится вариант системы управления современным миром.

Вцелом, монография Ю.И.Евтушка носит междисциплинарный характер, рассматривает проблему переустройства современной земной цивилизации с позиций философии, экономики, истории, социологии, психологии, политологии и, что очень важно, с учётом хранящегося в культуре Востока вненаучного знания, способного по своему системному ресурсу быть результативным вектором для современного научного познания.

   Во второй публикации Ю.И.Евтушка «Эволюционный, цивилизационный и формационный подходы в системе целостной методологии развития человечества» («Наукові праці: Науково-методичний журнал. – Вип.246. Т.258. Соціологія. –Миколаїв : Вид-во ЧДУ ім.Петра Могили, 2015. –     с. 147-154) показана эффективность, лежащего все последние века в основе развития земной цивилизации, формационного похода. Также автор отмечет его достижения в развитии мировой экономики и неспособность, по его утврждению, успешно развивать общественные отношения.

Исследователем дано содержание давно обозначенного многими авторами цивилизационного подхода, обоснована потребность в эволюционном подходе и определено его содержание, обозначена потребность в системном использовании указанных трёх подходов в качестве единой методологи развития человечества, что позволяет определить место земной цивилизации в эволюционном процессе нашего Мира, установить правильный вектор её развития и благодаря этому не принимать ошибочных решений при её реформировании.

   В третьей публикации по этой тематике Ю.И.Евтушка «Динамика основных принципов развития жизни на Земле» (Збірник наукових праць Міжнародної науково-практичної конференції «Глобальне Управління: теорія та практика». – Афіни: Євро-Середземноморьска Академія мистецтв і наук, 2015. -   с. 55 – 69) представлена периодизация эволюционных процессов нашего Мира, определено место в этой периодизации современной земной цивилизации, выявлены вытекающие из этого особенности её развития, даны рекомендации по их реализации. Указанные данные как и данные предыдущей публикации вместе взятые позволяют прогнозировать и осуществлять развитие земной цивилизации с учётом основних закономерностей эволюции нашого Мира и на этой основе избегать ошибочных решений, которые естественны при отсутствии такого ориентира, то есть в процессе реформирования социума не ограничиваться только индуктивным методом анализа (методом проб и ошибок), а широко использовать и системный более «зрячий» дедуктивный метод развития.

Данные трёх публикаций Ю.И.Евтушка представляют собой комплексную программу переустройства современной земной цивилизацции, что в условиях остро назревшей потребности переустройства общества является важным результатом.

Автор указанных работ в заключении своей монографии называет свой результат проектом искомой программы реформ, и призывает специалистов созвучных отраслей знания принять участие в экспертной оценке полученного им результата. Учёный считает, что коллективными усилиями можно оптимизировать новаторские разработки и выйти на гарантированно успешную программу переустройства современного мира.

Я, как специалист по теории развития цивилизационных процессов, предлагаю моим читателям принять участие в экспертной оценке указаного проекта. С этой целью сообщаю электронный вариант указанных выше публикаций: кликнуть каждый значок

или набрать в поисковике Calameo Евтушок Ю.И. и название нужной работы; или соответственно www.calameo.com/books/001609349ad7ed87a162e, http://ru.calameo.com/read/00160934929744be00a82 (набрать в поисковике евтушок) и http://lukl.kiev.ua/info/index.php/elektronna-biblioteka/novi-nadkhodzhennya-elektronnikh-knig (набрать в поисковике евтушок). Оригинал монографии Ю.И.Евтушка находится в главных библиотеках стран СНГ, в т.ч. в 67-ми библиотеках России и 43-х – Украины. Сообщаю также электронный адрес, на который желательно прислать свои предложения по совершенствованию предлагаемых мер указанной реформы — expertanaliz8@gmail.com

Кроме этого, от себя хочу настоятельно рекомендовать остальным своим читателям ознакомится с работами   Юрия Илларионовича Евтушка. Это поможет вам, как пишет в предисловии к его монографии професор Эдуард Афонин, адаптироваться к непростым условиям современного бурно развивающегося мира и занять болем активную жизненную позицию.

С уваженим,                            

Loading...

Юрий Петров, доктор философских наук, академик Европейской Академии проблем человека.